Экономика

За последние двадцать лет доход вырос только у двух категорий мирового населения: у китайцев и у 1% самых богатых людей

Читать на сайте 1prime.ru

Решение Федрезерва в сентябре сохранить статус-кво лишний раз доказывает, насколько сложно Центральным банкам завершить свои программы экстренного стимулирования, начатые после кризиса 2007 года. Нерешительные колебания главы ФРС Джанет Йеллен и паника на рынке, начавшаяся еще в августе, подтверждает тот факт, что просто так взять и перекрыть монетарные стимулы, не спровоцировав новый мировой кризис, невозможно.

Рынки привыкли жить в условиях низких ставок, которые привели к увеличению долгов частного и государственного секторов на 57 трлн долларов в период с 2008 по 2015 годы. Более половины этой суммы приходится на государственный долг. Это результат финансовых стимулов и мер по спасению банковской системы. В большинстве развитых экономик выросли также и долги домохозяйств, США в данном плане исключение, поскольку в этой стране финансовое положение домохозяйств улучшилось за счет дефолтов по кредитам на покупку недвижимости.

Федрезерв понимает, что повысить ставку слишком быстро или слишком высоко — значит сбросить на рынки атомную бомбу. Вся система может рухнуть, и не следует думать, что регуляторы смогут в очередной раз все уладить. Их ударная сила растеряла свою мощь, поскольку их балансы в значительной мере зависят от рыночных колебаний, а их репутация серьезно пострадала, поскольку меры, которые они предпринимали для укрепления экономики, оказались неэффективными.

Страны по всему миру сейчас совершают те же ошибки, которые в свое время привели нас к финансовому кризису. Некоторое время получить кредиты было сложнее, но сейчас их опять охотно выдают, что ведет к избыточному росту задолженностей и спекулятивным пузырям. В США покупатели первого жилья могут получить кредит, покрывающий 97% стоимости. В Великобритании рынок жилья движется в том же направлении, подталкиваемый программой помощи тем, кто впервые покупает недвижимость, запущенной в 2012 году. Она оказалась настолько успешной, что «первичные» покупатели сейчас отвечают за половину всех кредитов в жилищном секторе — подобное соотношение в последний раз фиксировалось в 2000 году.

Дэвид Кэмерон уже близок к своей цели — сделать из Великобритании страну домовладельцев. Облегчение условий получения кредита, особенно для первичных покупателей, часто используется политиками для того, чтобы подсластить жизнь тех, кто остался на задворках глобализации.

За последние двадцать лет доход вырос только у двух категорий мирового населения: у китайцев и у 1% самых богатых людей. На другом конце спектра — средний и рабочий классы западных стран и бедных стран, которым достались скудные объедки экономического пиршества, обусловленного ростом товарооборота и отменой торговых ограничений.

Стагнация доходов побудила их брать кредиты по привлекательным ставкам, чтобы сохранить прежний уровень жизни, до недавнего времени это помогало сохранить социальное спокойствие. И все же эта заплатка, обнаруженная некоторыми политическими властями, обманчива. Даже при незначительном росте процентной ставки наиболее уязвимые домохозяйства не смогут расплатиться с долгами, что приведет к сокращению спроса и экономической активности. 

Даже если ВВП в Европе в течение следующих нескольких лет будет расти по 2% в год, что будет способствовать снижению безработицы, успех будет мимолетным, поскольку финансовая система не была осушена как следует, и никаких значимых мер, направленных на устранение неравенства, не предпринималось. Мы находимся в самой середине огромного спекулятивного пузыря, возможно, еще больше того, что лопнул в 2007 году, из-за роста теневого банковского сектора и количественного смягчения со стороны Центробанков.

Следует отдать должное экономисту Томасу Пикетти за выбор образа рантье — также как это сделал Джон Мейнард Кейнс несколько десятилетий назад — однако, в его долгосрочном анализе не упоминается неправильное распределение доходов, хотя этого факта уже достаточно, чтобы объяснить и последний кризис, и тот, который ждет нас в будущем. 

В 1914-1950 отмечалось беспрецедентное сокращение неравенства, однако эта динамика была быстро остановлена. Дифференциал доходов между теми, у кого есть доступ к знаниям и технологиям, и теми, чье образование не позволяет получить высококвалифицированную должность, растет и будет расти в условиях роботизации и диджитализации экономики. Растущее неравенство доходов объясняет, почему спроса - традиционного фактора, поддерживающего развитые экономики, -  больше недостаточно, чтобы стимулировать рост. 

Для улучшения системы распределения доходов нет готовых решений. Все знают, что низкие ставки на протяжении длительного времени — это не решение. Это подготовка к новому финансовому кризису. С этой точки зрения нам нужно привыкать к мысли о том, что капитализм будет переживать более частые встряски, поскольку домохозяйства не готовы сокращать свое потребление, а политики не хотят решать ключевые проблемы.


В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем