МОСКВА, 9 нояб. - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Инвестбанк Goldman Sachs закрыл из-за убытков созданный им девять лет назад фонд БРИКС. По сообщениям СМИ, фонд, занимавшийся инвестированием в экономики Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, за последние пять лет сократил доходы на 21%. Активы фонда уменьшились на 90% - с 842 млн долларов до 98 млн долларов.
Дело в том, что мировая экономика пока работает не в пользу развивающихся рынков, отмечают опрошенные агентством "Прайм" эксперты. "Россия и Бразилия пострадали от проседания валют, Китай понес существенные потери на фондовом рынке, - напомнил главный стратег финансовой группы БКС Максим Шеин.
По словам директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики "Альфа-Капитала" Владимира Брагина, Россия находится под действием санкций, коррекция китайской экономики стала одной из главных новостей этого года, ЮАР разделяет типичные проблемы сырьевой экономики, Бразилия переживает политический кризис. Лишь в Индии пока не видно никаких опасностей, но и серьезного роста не ожидается.
Кроме того, возможно, инвестфонд БРИКС делал какие-то неудачные вложения. Проблема и в том, что у стран БРИКС нет общих границ, что позволило бы им расширять товарооборот, чтобы смягчить последствия кризиса.
Все это привело к тому, что мода на БРИКС прошла, считает аналитик "Альфа-Капитала". "Это была удачная маркетинговая вещь, которую хорошо распиарили те же Goldman Sachs, а другие подхватили. Но теперь ситуация изменилась", - сказал он. На фоне проседания развивающихся рынков подобные фонды будут постепенно сворачиваться, меняться, изменять декларации, расширять сферы деятельности.
Так, фонд БРИКС планируется объединить с Фондом поддержки развивающихся рынков Goldman Sachs, что, как надеются в инвестбанке, расширит географию стран и возможности для вложений средств. Это совершенно нормальная ситуация, полагает Владимир Брагин. "В свое время было довольно много ПИФов, ориентированных чисто на российские акции, а сейчас их меньшинство. Помимо БРИКС есть много развивающихся рынков, участие в которых дает фондам больше свободы в генерировании доходов. Как только любой рынок перестает быть интересным, инвестфондам, заботящимся об интересах инвесторов, приходится оттуда уходить и искать другие варианты. Так что действия Goldman Sachs не уникальны: если доход удастся показать не в рамках 4-5 стран, а больше, то фонд расширяет сферу деятельности", - рассуждает он.
В ближайшее время мощного роста развивающихся экономик инвесторы не ждут. Наиболее интересной, по мнению представителя "Альфа-Капитала", выглядит ситуация в России. "Мои ожидания на следующий год лучше, чем в среднем по рынку, - рассуждает он. – После неизбежного падения 2015 года, напротив, будет неплохой отскок". Эксперт связывает это с тем, что рубль гибко реагирует на конъюнктуру, что есть признак хорошей приспособленности экономики к условиям кризиса. Китай выглядит "темной лошадкой" – в реальности никто не знает, что там происходит, поэтому однозначно можно ожидать лишь продолжения замедления его экономики. В конечном итоге, от Китая зависят сырьевые цены, поскольку это крупнейший в мире потребитель сырья. Остальные страны объединения будут следовать в рамках общемировой конъюнктуры.
В этой ситуации многие эксперты считают, что интерес к странам БРИК продолжит падать, и объединение прекратит существование. Так, создатель термина БРИК экономист Goldman Sachs Джим О'Нил недавно говорил, что он бы уже не стал сводить эти четыре страны в одну группу, и предсказал, что Бразилия и Россия скоро "будут исключены из этого клуба".
Аналитики не исключают, что в какой-то момент пути этих стран могут разойтись. "В свое время страны БРИКС одномоментно оказались в ситуации, наиболее благоприятной для будущего роста экономики. Но это не уникально, ведь всегда можно найти несколько стран в схожей экономической ситуации. Но схожесть рано или поздно заканчивается, так произошло и с БРИКС. Каждая страна пойдет своей дорогой, и, возможно, будет придумана новая маркетинговая легенда для лучшей продажи их возможностей инвесторам", - считает Владимир Брагин.
Максим Шеин из БКС также не уверен, что БРИКС в его нынешнем виде будет оставаться интересным объектом для инвестиций. "Базой для дальнейшего существования этого формата должна стать не инвестидея Goldman Sachs об опережающем экономическом росте стран БРИКС, а поиски точек соприкосновения во взаимной торговле и новых рынков сбыта собственной продукции", - рассуждает он.
По его словам, сейчас де-факто единственным платежеспособным рынком остается Европа. В Старом Свете сохраняется платежеспособный спрос и возможности для кредитования. "Китай пытается зайти туда с помощью проекта нового Шелкового пути, Россия – через энергоносители. США также активно пытаются обосноваться на этом рынке – Трансатлантический союз придуман не зря. Как только стандарты ЕС и США будут синхронизированы, другим игрокам там останется мало места", - уверен представитель БКС. Единственный вариант – искать рынки сбыта у себя и в соседних странах. Пока мы видим только попытки в этом направлении. Если взаимная торговля внутри БРИКС будет расширяться, то появится и новый валютный союз, и свой валютный фонд, и резервы. Тогда объединение получит новый виток развития, резюмирует он.