МОСКВА, 1 дек - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Британская розничная сеть LauraAshley, торгующая одеждой и товарами для дома, объявил об уходе из России. Действующие магазины бренда в Москве проработают до конца года.
Ранее российский рынок покинули и другие розничные сети. Например, на прошлой неделе стало известно об уходе финской компании Stockmann. Семь ее универмагов будут проданы собственнику франшизы британской сети Debenhams за 5 млн евро, сделку предполагается закрыть до конца января 2016 года.
Среди покинувших ранее Россию одежных брендов также британская River Island, американская Maratex, британская New Look, испанская Desigual и другие.
Среди компаний потребительского сектора Россию покидают не только ритейлеры одежды, но и игроки из других сегментов. Например, ранее из страны ушла сеть американских ресторанов Wendy's, польская сеть товаров для дома Home&You, итальянская сеть парфюмерии и косметики Flormar.
По подсчетам аналитиков Knight Frank, за 2014-2015-ые годы российский рынок покинули 56 торговых сетей, более половины из них – иностранного происхождения. С чем связана такая ситуация? По мнению опрошенных агентством "Прайм" экспертов, она имеет чисто экономическую подоплеку – никакой политики или осознания бесперспективности присутствия в России в действиях зарубежных компаний не прослеживается.
Все дело в том, что сейчас в нашей стране развивается полноценный экономический кризис, констатирует аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. По предварительным данным Росстата, ВВП в 3-м квартале 2015 года упал на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. За тот же период инфляция составила 15,6%. Вполне логично, что на этом фоне среднемесячная реальная начисленная заработная плата в январе-октябре 2015 года сократилась на 9,3% по сравнению с тем же периодом 2014 года. "Падение доходов населения закономерно привело к снижению спроса и мощному спаду в российской розничной торговле. Несмотря на внушительный рост цен из-за инфляции, её оборот в январе-сентябре нынешнего года рухнул на 8,5%", - напомнил он.
При этом расчёты приведены в рублях, а в валюте розничная торговля потеряла значительно больше. Всё это сделало убыточным бизнес иностранных торговых сетей и, как мы видим, они стали покидать Россию, рассуждает эксперт.
С тем, что бренды ощущают негативный эффект от спада экономики согласен и советник по макроэкономике гендиректора "Открытие Брокер" Сергей Хестанов. При этом, по его мнению, нынешний спад не столь значительный, как было во время кризиса 2008-2009 годов. Однако эксперт не видит особой трагедии в уходе брендов из России. "Это вовсе не значит, что их продукт тоже уйдет, и мы его больше не увидим. Просто содержать фирменный магазин любому бизнесу выгодно лишь при достижении определенного порога прибыли. Для каждой компании этот порог свой, он продиктован самыми различными факторами", - отметил он.
Эксперты сходятся во мнении, что российский потребительский рынок вернёт привлекательность в глазах иностранных ритейлеров лишь при возобновлении устойчивого потребительского спроса. "В последние несколько месяцев, наша экономика перешла из стадии мощного падения в стадию вялой стагнации. Некоторые страны Восточной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии находятся в таком состоянии десятилетия. Сложно сказать, как будет дальше развиваться ситуация в России, так как кроме мировых цен на нефть, это зависит и от политических решений. Пока же иностранные торговые сети, на всякий случай, сворачивают свою деятельность", - полагает Дмитрий Лукашов.
В свою очередь, Сергей Хестанов напомнил, что такое уже происходило не раз – как только объем продаж товаров у неофициальных дилеров какое-то время устойчиво держался выше определенного уровня, бренд возвращался. За рубежом это тоже обычная практика. Бизнес интересуют только деньги – как только экономика России перейдет к устойчивому росту, бренды вновь придут в Россию.