Интервью

Заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области Надежда Карисалова: Рост малого бизнеса – это, пожалуй, самое выгодное изменение для региона

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 1 дек – ПРАЙМ. Правительство Московской области объявило в качестве одного из приоритетов – развитие малого и среднего бизнеса. О том, каких успехов уже удалось добиться, о росте доступности подмосковных чиновников для бизнесменов и о возможностях для содействия предпринимателям в поисках рынков сбыта в интервью рассказала заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области Надежда Карисалова. 

- Как Вы оцениваете успехи правительства Московской области по привлечению малого и среднего бизнеса? Могли бы Вы привести цифры, характеризующие рост числа зарегистрированных предприятий малого бизнеса в области за последние 3-5 лет?

- За девять месяцев этого года наблюдалась положительная динамика по количеству субъектов малого бизнеса в Московской области. Число малых и средних предприятий выросло за это время на 6,3% или 17 тыс. - с 268 тыс. в 2014 году до 285 тыс. на данный момент. С января по сентябрь 2015 года количество предприятий малого бизнеса, которые перевели свой бизнес на территорию Московской области из других регионов, составило 2,2 тыс., тогда как в прошлом году эта цифра составила 1,5 тыс.

- Выгоден ли такой бизнес региону? Какие доходы получает от него местный бюджет? Как развитие малого и среднего бизнеса в Подмосковье меняет ситуацию с трудоустройством населения? Сокращается ли "трудовая миграция" в Москву?

- Рост малого бизнеса – это, пожалуй, самое выгодное изменение для региона. Главных факторов выгоды пока два. Это создание новых рабочих мест и увеличение налоговых поступлений. Трудно сказать, насколько выросли миграционные потоки в Московскую область, однако рабочих мест ежегодно увеличивается в среднем на 10%. Большая часть налоговых поступлений идет в местные бюджеты. В настоящее время Московская область перешла от мер прямой финансовой поддержки к поддержке объектов инфраструктуры. Мы обращаем внимание прежде всего на те компании, которые модернизируют свои предприятия. Максимальный размер такой субсидии составляет 10 млн. руб. В 2014 году у нас 126 компаний получили компенсацию расходов, направленных на модернизацию своего производства. 

- Выгоден ли бизнесменам перевод бизнеса из столицы с ее возможностями в Московскую области?

- Безусловно, такие преимущества есть. В первую очередь, это нулевая ставка налога, которая распространяется на 41 вид деятельности для предпринимателей, принявших упрощенную систему налогообложения, и 16 видов деятельности - для тех, кто работает по патенту. Более того, мы уже подготовили документы по введению упрощенной системы со снижением ставки с 6 до 1 процента, которая начнет действовать со следующего года. В ближайшее время этот вопрос рассмотрит Московская областная дума. По инициативе подмосковного губернатора Андрея Воробьева все муниципальные образования области в административном порядке внесли в свои регламентные документы поправки, связанные со сдачей в аренду муниципальных помещений, благодаря чему ставка аренды для социально ориентированного бизнеса теперь составляет 50% от базовой. Сейчас областью рассматриваются меры по поддержке аренды социально ориентированным бизнесом нежилых помещений в коммерческом секторе.

- Как Вы оцениваете доступность подмосковных чиновников для бизнесменов? Кто и как контролирует работу муниципалитетов?

- В последнее время этому уделяется очень много внимания. В рамках Правительства действует ряд блоков, которые занимаются различными аспектами повышения открытости правительства. Например, социальный блок ведет учет по выдаваемым рецептам в больницах. Проверки выявили, что в больницы ходит не так много людей как заявлено, и часто больницы приписывают количество посещений. Блоки Минимущества и Минстроя занимаются вопросами корректировки оценки имущественного налога: допустим, если предприниматель не согласен с кадастровой стоимостью своего участка, он может обратиться в специальную комиссию. Сейчас мы запустили новый сайт, так называемый «Добродел» (http://vmeste.mosreg.ru/), в котором возможность общения с правительством Подмосковья четко структурирована по типу проблем. Обращение предпринимателя или же жителя региона сразу же направляется к профильному ведомству. Кроме того, в Московской области действует институт уполномоченных по правам предпринимателей, оказывающих всестороннюю поддержку бизнесменам. Однако главное – это синергия всех частей Правительства, направленная на решение проблем бизнеса, обеспечение предпринимателям максимально комфортных условий. К тому же для предпринимателей на сайте Министерства инвестиций и инноваций существует механизм прямого общения с представителями министерства через электронную почту.

- Какая инфраструктура адресной помощи бизнесу действует в Московской области? Расскажите о ней подробнее.

- Инфраструктура состоит из ряда организаций поддержки, которые условно можно разделить на несколько блоков. Первый и, я думаю, главный блок - это финансовая поддержка, которая состоит из Московского областного фонда поддержки малого и среднего бизнеса, Московского областного гарантийного фонда, Московского областного фонда развития микрофинансирования. Решение текущих проблем предпринимателей в отношении заемных финансовых ресурсов – это в первую очередь их вотчина. Следующий блок организован на уровне муниципалитетов. Это в первую очередь центры поддержки предпринимателей, которые оказывают непосредственную помощь в введении бизнеса. Эти центры решают достаточно большой перечень текущих задач, в первую очередь – консультирование. И, наконец, это общественный блок, в рамках которого осуществляется как организация общения предпринимателей из разных муниципалитетов, так и общественная поддержка свежих инициатив на региональном и федеральном уровнях. Это Торгово-промышленная палата Московской области, в рамках которых работает несколько подкомитетов, в том числе и подкомитет социального бизнеса. Также есть подкомитеты по поддержке экспортно-ориентированной специфики бизнеса. Немаловажной частью этого блока является и Опора России, региональное отделение Московской области. Его главная функция – мотивация бизнеса, обеспечение общения бизнесменов, расширение деловых связей, а также выбор лучших предпринимателей региона и их поощрение. Важным звеном общественного блока является и региональное отделение Деловой России, которое занимается популяризаций предпринимательской деятельности. Они готовят истории предпринимательства Московской области, ведут учет лучших практик.

- Как область помогает бизнесу с кредитами? Компенсация части ставок, гарантии для банков, микрофинансовые организации?

- Одной из главных мер поддержки малого и среднего бизнеса у нас является компенсация части процентных ставок по кредитам и авансовых платежей лизинговых платежей. К сожалению, мы можем компенсировать только проценты по кредитам, ¾ процентной ставки, лизинговые платежи – только на 50%. В рамках соответствующих мероприятий мы очень внимательно относимся к корректности информации, предоставляемой предпринимателями – они должны не только представить соответствующие документы, но и подтвердить факт наличия, допустим, приобретенного оборудования. Многое делается и посредством Московского областного гарантийного фонда и Московского областного фонда развития микрофинансирования. В частности, только в этом году выдано 88 банковских гарантий на общую сумму в 400 млн. рублей, а сумма кредитов, выданных под поручительства Московского областного гарантийного фонда в этом году – более 1 450 млн. рублей.

- Расскажите подробнее о микрофинансировании для бизнеса? Чем предложения микрофинансовых организаций отличается от банковских? Кому выгодно ими пользоваться?

- Формально микрозаймом называется сумма ссуды до 1 млн рублей сроком до 1 года. Как правило, у микрофинансовых организаций ниже ставки и более либеральный подход к графику погашения ссуд. В рамках области действует специальный фонд микрофинансирования, занимающийся такого рода микрокредитованием - до 1 млн рублей на обработку, на старт, на начинание бизнеса, либо же в случае определенного форс-мажора, когда бизнесу срочно нужна небольшая сумма. Нередко – это торговые компании, которым не столько важен размер ставки, сколько – оперативность и комфортные транши. Ставка по этим микрозаймам в нашем фонде микрофинансирования от 8% до 12% годовых. Процентные ставки зависят от финансового анализа бизнеса, от отрасли, в которой вы работаете. Если это торговое предприятие, процентная ставка может достигать 12%, а если это производственная компания или инновационное малое предприятие - в пределах 8% годовых. В основном таким инструментом пользуются компании с отсутствием кредитной истории, в банках такой кредит им предложат по значительно более высоким ставкам. Совсем недавно, с октября, фонд выдает кредиты на сроком до 3 лет. Примечательным для нашего фонда является возможность отсрочки платежей до полугода.

- Насколько велик у подмосковных предпринимателей спрос на помощь с кредитованием? Или предпочитают справляться своими силами?

- Кредитование и даже микрокредитование в Московской области, возможно, отстающим и не является, однако пока не столь впечатляюще, как хотелось бы. В среднем выдается ссуд на сумму от 100 до 140 млн. в год, что безусловно, достаточно мало, однако динамика положительная.

- Как администрация Московской области содействует бизнесу в поисках рынков сбыта продукции? Насколько развиты муниципальные закупки?

- В первую очередь, это общественные организации, которые выполняют роль и консультантов, и центров общения. Очень много делает ТПП МО, достаточно много – Опора России и Деловая Россия. Многое дают и регулярные мероприятия, организуемые Министерством инвестиций и инноваций во всех муниципальных образованиях. Немаловажно и прямое общение с предпринимателями, различного рода мероприятия, на которых они могли бы знакомиться, завязывать деловые контакты. Наконец, весьма перспективным является развитие участия малых и средних компаний в муниципальных закупках. Общий объем государственных и муниципальных закупок в Московской области – порядка 200 млрд. рублей в год, из которых более 90 млрд. приходится на муниципалитеты. Наша цель – довести участие МСП в этих закупках до 20-25%.

- Что еще нужно сделать для того, чтобы как можно жителей Подмосковья оставались работать в своем регионе с точки зрения содействия малому бизнесу?

- В настоящее время в Московской области используется полный спектр мер государственной поддержки и средства, выделяемые федеральным бюджетом на субсидии регулярно растут. В этом году планируется, что государственные субсидии будут доведены до более 600 компаний в области. Правительство Московской области регулярно проводит замеры инвестиционного климата в муниципалитетах, проводит специальные мероприятия, посвященные повышению открытости органов региональных властей. И нам действительно удается оттянуть часть бизнеса из Москвы в область. Однако, несмотря на все уже осязаемые успехи, эти процессы только набирают обороты. Есть еще масса проблем, которые нам необходимо решить. Одним из главных препонов, с которыми сталкиваются подмосковные предприниматели – это частые проверки. А главная задача, которую нам надо решить – это поднять кредит доверия между предпринимателями и государственным и органами. 

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем