ОБЗОР - Регионы РФ ищут новые возможности в условиях роста инвестиционных рисков

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 11 дек /ПРАЙМ/. Инвестиционные риски для регионов РФ увеличиваются второй год подряд, а в этом году уровень инвестиций в основной капитал достиг минимального значения за последние 10 лет, отмечают эксперты RAEX (Эксперт РА).

"Инвестиции в основной капитал в среднем по регионам сократились на 2,7%, упав в 39 субъектах РФ, и находятся на минимальном за последние 10 лет уровне", - сказал замглавы агентства Дмитрий Кабалинский в ходе конференции "Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России".

При этом представители администраций российских регионов не столь пессимистичны. Несмотря на то, что российское законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании, а многие проекты с европейскими партнерами сорвались из-за напряженной геополитической обстановки, у регионов в РФ остаются возможности для привлечения инвестиций, считают они.

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ

По данным агентства, в 2015 году тройку лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России возглавили Краснодарский край, Липецкая и Тамбовская области. При этом Москва опустилась в рейтинге на 14 с 10 места, Московская область – на 9 с 6 места, а Санкт-Петербург – на 7 с 4 места.

"Слом традиционной модели экономического роста застал врасплох даже успешные до последнего времени регионы, которые делали ставку на развитие потребительски ориентированных производств, в том числе и на автопром, - среди таковых Калужская и Ульяновская области", - сказал Кабалинский.

Несмотря на негативные тенденции, импортозамещение и девальвация рубля могут стать драйверами экономического восстановления для ряда регионов, отметил он.

"Уже в 2014 году рост производства пищевой продукции (в рамках импортозамещения) составил 3,5%, а девальвация рубля снизила издержки в валютном эквиваленте в два раза. Однако дальнейший рост сектора АПК потребует дополнительных инвестиционных вложений и времени", - сказал Кабалинский.

ДЕБЮТ В РЕЙТИНГЕ

Республика Крым занимает одно из самых низких позиций в рейтинге - 79 место, а город Севастополь - 67 место. У региона самый высокий в России уровень износа основных фондов, около 74%, а доля убыточных предприятий составляет 70%.

При этом доля разнообразных перечислений из центра в бюджете новых субъектов аномально высока и превышает 70%, отмечает Кобалинский. Расходы федеральной целевой программы на полуостров могут составить около 708 миллиардов рублей к 2020 году.

"Росту инвестиционной привлекательности Крыма и Севастополя будет способствовать перераспределение в пользу полуострова потока российских отпускников и реализация федеральной целевой программы, расходы по которой до 2020 года составят около 708 миллиардов рублей", - сказал Кабалинский.

НУЖНО СОВЕРШЕНСТОВАТЬ

Заместитель главы администрации Краснодарского края Сергей Алтухов считает, что законодательство, которе регулирует инвестиционную деятельность в стране, нуждается в совершенствовании для снижения издержек инвесторов. Он также отметил, что регионы могут снизить ставки налогов для них.

"Если говорить про инвестиционное законодательство, то его нужно постоянно совершенствовать. Для того, чтобы снизить издержки для инвестора, мы можем сделать ему гарантированный сбыт, либо снижение себестоимости. Это можно достигнуть с помощью промышленных парков", - сказал Алтухов.

"Для того, чтобы инвестиционная модель была более привлекательной, мы можем снизить налоговое бремя… Нужно в кризис повышать инвестиционную активность, и когда начнется фаза роста, будут конкретные проекты и преимущества по сравнению с другими регионам", - добавил он.

По его словам, в кризис необходимо предоставить такой механизм инвестору, который не будет меняться на протяжение всего инвестиционного процесса.

РОССИЙСКИЕ ИНВЕСТОРЫ ВКЛАДЫВАЮТСЯ

Сейчас главными инвесторами в регионах РФ становятся российские компании, которые начинают замещать европейских партнеров, отметил заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов.

"За последние три года произошел полный переворот в типе тех инвестиций, которые приходят в российские регионы… принципиально изменился тип инвестора. Во-первых, те крупнейшие компании, которые хотели локализоваться в России, уже это сделали", - сказал Ялов.

"Понятно, что есть определенная политическая ситуация, - с тем же Европейским союзом, для нас это очень чувствительный момент. Мы были ориентированы на европейские компании. Сейчас главными инвесторами стали российские компании, которые находятся либо на территории России, либо уже находятся на территории области", - добавил он.

ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНИКОВ

Несмотря на кризис, в России продолжает развиваться механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), отметил директор Центра ГЧП Газпромбанка Константин Батунин. Для регионов, которые испытывают проблемы с бюджетными доходами, могут быть интересны коммерческие проекты ГЧП (которые предполагают получение выручки), в таких направлениях как создание платных магистралей и ЖКХ, считает он.

"Произошли некоторые изменения в российской ментальности. Если пять лет назад предложение сделать платную дорогу принимали со скепсисом, то сейчас есть понимание того, что за качественную услугу нужно платить", - сказал Батунин.

Есть ряд направлений ГЧП, которые очень перспективны, но их реализация сдерживается определенными трудностями. Одним из таких направлений являются проекты ЖКХ, где на законодательном уровне не решена проблема соконцеденства (разделение рисков) муниципалитетов и регионов, отмечает Батунин.

По его словам, сейчас готовятся поправки в закон о концессионных соглашениях, который позволит снять эти ограничения.

"Несмотря на то, что большинство проектов в области государственно-частного партнерства как раз были в области ЖКХ, до стадии финансового закрытия доходят единицы по причине несбалансированности рисков", - сказал Батунин.

Другими перспективными направлениями являются утилизация твердых бытовых отходов, IT-проекты в области транспортной инфраструктуры, а именно создание парковочных мест и фото и видео фиксация нарушений правил дорожного движения.

Обсудить
Рекомендуем