Интервью

Дмитрий Костыгин: Я предложил ввести обязательные квоты для российских товаров в магазинах

Читать на сайте 1prime.ru

"Юлмарт" стал первым российским интернет-магазином с оборотом свыше $1 млрд долларов. Новая цель – добиться удвоения продаж каждые полтора года. Для этого компания готова стать одним из центров консолидации отрасли и рассматривает возможности покупки не только виртуальных, но и традиционных магазинов. О том, как "Юлмарт" будет привлекать капитал для таких сделок, об опционной программе для менеджмента и о разности подходов инвестирования в производство и ритейл в интервью агентству "Прайм" рассказал председатель совета директоров Дмитрий Костыгин

- Расскажите о вашем новом проекте "Мезоджи", что это за формат?

- "Мезоджи" – это скорее мета-продукт, который создается в рамках других наших продуктов – "Юлмарта" и "Оптоклуб "Ряды". И если у нас уже было понимание, какая недвижимость необходима для "Юлмарта", то в случае с "Оптоклубом" это небольшой эксперимент. В России и во всей континентальной Европе почти нет магазинов подобного формата, поскольку большинство муниципалитетов вплоть до последнего времени критично смотрели на строительство необходимых для этого "больших коробок".

- Сколько вы инвестировали в "Оптоклуб "Ряды" и как быстро рассчитываете окупить эти вложения?

- В Санкт-Петербурге уже работают два магазина, в планах открыть еще пять точек. Стоимость одной коробки – 1,2 млрд рублей. Сроки окупаемости с момента запуска – 10 лет, с момента начала строительства – до 12 лет. Ускорить процесс можно за счет привлечения кредитов по взвешенным ставкам, получения отсрочек от поставщиков и привлечения девелоперов, которые строят коробку за свой счет, а потом сдают нам в аренду. Благодаря таким шагам сроки окупаемости уменьшатся, а доходность вложенного капитала может существенно повыситься. Получится ли у нас достичь такого результата? – время покажет.

- Если вложения в розничную торговлю так не быстро окупаются, почему тогда вы продолжаете инвестировать в нее, а не в какие-то производства?

- Вкладываться в производство стало интересно после закрытия украинского импорта и падения курса рубля. Если бы этого не произошло, то оба этих фактора сильно бы "поджимали" российские производства. К тому же, у нас уже есть производственный проект – кондитерская фабрика "Любимый край". Проект открылся в этом году и у него очень хорошие перспективы. Также в состав "Дикой орхидеи" входит фабрика по пошиву белья под Смоленском. С 2009 года в Санкт-Петербурге мы производим компьютеры и портативные устройства под маркой MicroXperts.

- И тем не менее дополнительным вложениям в эти проекты вы предпочли вновь инвестировать в торговлю.

- Производство – это очень сложный процесс. Торговля – более гибкая. Представьте, если завтра рубль укрепится вдвое, то сразу в Россию вернется поток товаров из Европы, Азии и Америки. Рознице все равно, откуда этот товар, если он законен, она нейтральна по отношению к ситуации в стране. А производство – не нейтрально. Любое изменение квот, пошлин, курса валют, автоматически сказывается на вашей конкурентоспособности. Подобная курсовая нестабильность очень сильно отпугивает от вложений в производство. Я уже предложил министерству экономического развития ввести обязательные квоты для российских товаров розничных сетях. Квоты можно сделать поэтапными и растянуть период их ввода на несколько лет. И тогда станет выгодно вкладываться в производство, и предпринимателю будет все равно, разрешат ли завтра импорт с Украины или нет. При этом квоты должны "отсекать" лишь по географическому признаку. У кого из российских поставщиков вы покупаете продукцию – разницы быть не должно. Такой подход позволил бы создать и гарантированный сбыт и одновременно поддержать конкуренцию.

- Если правительство поддержит вашу инициативу, как она скажется на "Юлмарте"?

- Подчеркну: я не сторонник "быстрых больших квот". В этом случае нужно начинать с низкой базы – 10%. Но даже если для магазинов, торгующих техникой, введут эту квоту по продаже российских товаров, то сразу в стране в разы вырастут объемы сборки серверов и компьютеров. А впоследствии реалистично довести ее до 30%.

- В этом году вы заявляли о планах по расширению ассортимента "Юлмарта" на 1 млн позиций. За счет чего это произойдет?

- Наша платформа позволяет торговать почти всеми товарами. Мы пока не хотим торговать едой и дорогой дизайнерской одеждой, а для других товарных категорий мы открыты. Обычная одежда, обувь, товары для дома и ремонта, детские товары, автозапчасти и авто-комплектующие – все это уже можно у нас найти и по всем этим категориям мы планируем расширяться. В перспективе и вовсе хотим начать торговлю машинами.

- Каких темпов роста бизнеса ожидаете в ближайшие годы?

- Мы рассчитываем удваиваться каждые полтора года. Наша цель – довести продажи до сопоставимых уровней с "Магнитом", до 600 млрд рублей.

- А на этот год какая цель?

- Выручка - 60 млрд рублей.

 

"Мы в процессе переговоров по привлечению свыше 100 млн. долларов"

- Что будет стимулировать рост рынка в ближайшие годы?

- Консолидация всего сектора розничной торговли – и традиционных, и интернет-магазинов.

- И вы планируете принять в этом участие?

- Да, активное. Нам нужны различные экспертизы в области IT, конкретных товарных категорий, логистики. Нам нужна аудитория. Например, мы обсуждали покупку "СотМаркета" именно ради большой доли лояльной аудитории у этого магазина. Сейчас присматриваемся еще к трем-четырем сделкам.

- Если вы хотите приобретать экспертизы, не проще ли перекупить конкретные команды?

- Все можно сделать самим, вопрос лишь в сроках и затратах. Если у сети есть уже готовая база контрактов, своя платформа для дистрибуции и отлажена логистика, почему бы ее не приобрести?

- То есть вам интересны не только интернет, но и традиционные магазины?

- Нам интересны любые активы, способные принести синергию. В прошлом году мы вели диалог о покупки курьерской компании, но до сделки не дошло, поскольку для полноценной интеграции нам нужен большой пакет. Однако мы готовы и к приобретению классических розничных сетей и переносе их на платформу "Юлмарта", которая очень эффективна. Розничные точки приобретаемой сети впоследствии будут либо закрыты, либо "юлмартизированы" – адаптированы под наш формат.

- Сделки по слияниям и поглощениям требуют капитала. Где планируете его привлекать?

- Мы сейчас в процессе переговоров по привлечению капитала на сумму свыше 100 млн. долларов. Этих средств нам хватит примерно на год развития. Помимо прочих вариантов привлечения финансирования рассматриваем возможность как размещения конвертируемых облигаций, так и частного размещения акций. Покупателем бумаг может стать Franklin Templeton.

- А по срокам IPO определились?

- Готовы рассмотреть возможность размещения до конца 2016 года как один из вариантов привлечения финансирования, если будет подходящее состояние рынков. К этому времени мы реализуем все наши идеи на питерском рынке, и такой продукт можно будет показать инвесторам. Кроме того, нужно отладить подготовку отчетности. Мы ведем отчетность по МСФО уже четвертый год, ее аудирует Deloitte. Сейчас на подготовку отчетности у нас уходит 8 недель, и мы хотим снизить этот срок.

- С биржей для размещения определились?

- Выбираем между Лондоном и Нью-Йорком. Решение будет зависеть от размера размещения, который будет определен в последний момент. На Лондонской бирже будет необходимо разместить крупный пакет не менее 500 млн долларов, а в Нью-Йорке можно ограничиться привлечением 200-300 млн долларов.

- А Москву не рассматриваете?

- Мы рассматриваем Москву по умолчанию в связке с другой западной биржей. А то, как будет распределены объемы конечного размещения, будет зависеть от обстоятельств.

 

"В начале 90-ых годов все массово "варили" джинсы, потом строили розничные сети, теперь – выстраивают marketplace"

- В "Юлмарте" есть опционная программа?

- У нас есть ворранты, стоимость которых привязана к внутренней оценке "Юлмарта". И такой опыт есть в других наших компаниях. Если в непубличной компании организовывать опционную программу, то это привлечет ряд сложностей с согласованием некоторых решений.

- Какой пакет зарезервирован под варранты?

- Около 10%, из которых 7% уже распределено.

- "Юлмарт" привлекает долговой капитал?

- Мы привлекаем кредиты для строительства логистических активов, собственных центров исполнения заказов. Сейчас мы построили первый большой пригородный центр в Пулково нового формата, второй будет расположен также в Петербурге, на Пискаревском проспекте. Партнер по этим стройкам – банк "Абсолют". С банком "Санкт-Петербург" мы договорились о лизинге готовых построек.

- Каков объем вашей инвестиционной программы на следующий год?

- Более 6 млрд рублей. Для реализации этих планов и привлекаем капитал. По нашей стратегии, нам нужно построить 1 млн квадратных метров высокотехнологичных центров исполнения заказов.

- Почему вы так активно инвестируете в логистику?

- Одна из наших стратегических целей – превращение "Юлмарта" в платформу marketplace, где свои товары смогут продавать и другие магазины. Для этого необходимо не только наличие популярного сайта и лояльной базы клиентов, но и наличие выстроенной логистики, базой для которой станет сеть наших центров исполнения заказов. Построить сайт, где пользователь в один клик сможет оплатить покупки из трех разных магазинов, недостаточно. Важно сделать так, чтобы все три этих товара ему доставил один курьер и потом при необходимости пользователь мог бы часть этих товаров вернуть.

- Почему вы решили заняться этим проектом?

- Ниша крупного Marketplace в России свободна, а зарубежные примеры показывают перспективность этой стратегии. Услуги marketplace приносят Amazon уже 40% выручки, китайскому JD – 40%. Мы хотели бы довести долю выручки от организации продаж товаров сторонних игроков до этого уровня. И у нас для этого есть все шансы. Правда, такой подход интересует и других игроков, и складывается интереснейший забег. В начале 90-ых годов все массово "варили" джинсы, потом все занимались производством кетчупа и майонеза, потом – варили пиво, затем – строили розничные сети, теперь – выстраивают marketplace.

- А что вы скажите другим магазинам бытовой техники и электроники, когда они захотят продавать свои товары через сайт "Юлмарта"?

- Мы скажем: "Добро пожаловать". Нужно разделять бизнес "Юлмарта" как витрины и бизнес "Юлмарта" как продавца товаров.

- Можно ли сказать, что в ближайшие годы акционеры интернет-ритейлеров не смогут получать дивиденды, а все денежные потоки таких компаний пойдут на долгосрочные инвестиции?

- Да. Пример Amazon показывает, что компания до сих пор работает в ноль. Но это не отпугивает инвесторов – интернет-торговля обладает гигантскими перспективами. Капитализация того же Amazon превышает 150 млрд долларов.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем