Падение цен на нефть может негативно повлиять на сырьевые развивающиеся экономики

Читать на сайте 1prime.ru

Вчера Комитет ФРС США по операциям на открытом рынке (FOMC) повысил целевой коридор ставки по федеральным фондам на 25 бп, до 0.25–0.50%. После семи лет практически нулевых процентных ставок Федрезерв наконец решил приступить к нормализации монетарной политики.

Медианное значение долгосрочных ожиданий членов FOMC осталось без изменений на уровне 3.50 %. Эти ожидания, так называемые «точки», подразумевают, что в течение прогнозного периода целевой коридор ставки будет повышаться несколько раз. В 2016 г. члены FOMC предполагают четыре таких повышения по 25 бп каждое, в результате чего ставка по федеральным фондам поднимется до 1.375% (соответствует предыдущему прогнозу). В 2017 г. ставка достигнет 2.375% (на 25 бп ниже предыдущего значения), а к концу 2018 г. – 3.25% (на 12.5 бп ниже).

Конечно, не все точки «равны» – некоторые «равнее» других. В 2016 г. в связи с ежегодной ротацией в составе FOMC должно прибавиться сторонников жесткой политики, однако триумвират Йеллен, Дадли и Фишера, вероятнее всего, сохранит в комитете доминирующее положение и будет, по сути, формировать общее мнение его голосующих членов.

Интересно, что за повышение ставки проголосовали все члены комитета, в том числе Лаэл Брейнард и Дэниел Тарулло, которые ранее выступали против ужесточения политики. В официальном комментарии к своему решению ФРС делает упор на «постепенность» процесса.

Решения по процентным ставкам будут по-прежнему зависеть от  макроэкономической статистики, при этом баланс ФРС активно сокращаться не будет. Таким образом, не произойдет резкого изъятия ликвидности, которое могло бы привести к волатильности рынка и нарушению функционирования реального сектора экономики.

Оценка Комитетом перспектив экономики США не изменилась по  сравнению с сентябрьским заседанием. В 2016 г. регулятор прогнозирует ускорение роста реального ВВП до 2.4% (против 2.1% в 2015 г.) с последующим замедлением до 2.0% в 2018 г. Инфляция, как  ожидается, в 2016 г. повысится до 1.6%, а затем постепенно ускорится до целевого уровня в 2.0%, в то время как уровень безработицы стабилизируется чуть ниже 5%. Мы, впрочем, не уверены, что ситуация будет развиваться по столь устойчивому сценарию. На  наш взгляд, Федрезерв слишком долго удерживал процентные ставки на нулевом уровне, оказавшись в результате заложником внешних экономических и финансовых условий.

FOMC фактически никогда не допускал, что в экономике США может начаться рецессия. Последние несколько лет регулятор был слишком оптимистичен в отношении темпов экономического роста и недооценивал снижение инфляции, которая, согласно используемому им индикатору, на данный момент составляет 0.2% (базовая инфляция оценивается в 1.3%). При этом в своем заявлении FOMC упоминает факт снижения рыночных индикаторов инфляции, усматривая в нем последствия недавнего снижения цен на нефть. Естественно, что с  уменьшением эффекта высокой базы, обусловленного падением цен на нефть, годовые темпы ИПЦ постепенно начнут расти.

На повышение ставок Федрезерв пошел в условиях неопределенности относительно динамики цен на сырьевые товары, обеспокоенности в связи с перегревом американского рынка акций, давления на рынок высокодоходного долга и слабости развивающихся фондовых и валютных рынков. В ходе прессконференции по итогам заседания FOMC Джанет Йеллен постаралась понизить градус опасений по поводу стрессовой ситуации на рынке высокодоходного долга, который на комментарии главы ФРС отреагировал ростом. Однако это не снимает проблему уязвимости развивающихся экономик, где велика доля долларовых обязательств, к ужесточению финансовых условий в США и укреплению доллара.

Руководству стран с развивающейся экономикой, валюты которых привязаны к доллару, ничего не останется, как последовать примеру ФРС: так, накануне власти Гонконга тоже впервые за девять лет повысили базовую ставку. Не стало неожиданностью и пятничное заявление Народного банка Китая, чья валюта была девальвирована в августе, а с тех пор ослабла относительно доллара, о  том, что власти страны отслеживают курс юаня по отношению к корзине валют, с целью переориентировать внимание рынка в сторону от курса доллара. Тем не менее дилемма, стоящая перед руководством КНР, сохраняется: как обуздать значительный отток капитала и сокращение валютных резервов, не  прибегая к ужесточению монетарной политики и не подрывая процесс восстановления экономики.

Рынок на решение ФРС отреагировал в целом позитивно. Индекс S&P500 вчера закрылся ростом на 1.5%, и азиатские фондовые рынки сегодня утром торговались в плюсе. Индекс развивающихся рынков акций MSCI EM Equity немного восстановился относительно недавнего минимума, подтвердив важность минимальных значений августа и сентября как уровней поддержки. Индекс доллара незначительно повысился, но преодолеть уровень двойной вершины, сформировавшейся на графике в этом году, пока не смог. Доходность 2-летних казначейских обязательств США находится на максимальном уровне с  начала текущего года (чуть более 1.00%), как и 12-месячная ставка  Libor, составляющая 1.07%. Доходность 10-летних UST (2.26%) остается в границах недавнего диапазона.

Вчерашнее повышение ставки по федеральным фондам не стало ни для кого неожиданностью. В течение этого года о дальнейшем направлении монетарной политики ФРС было сказано и написано очень много, в том числе и нами. С этой точки зрения решение FOMC снимает значительную часть неопределенности, во многом послужившей причиной роста волатильности на мировых рынках. Теперь внимание тех, кто привык пристально следить за действиями ФРС, переключится на обсуждение перспектив нового повышения ставки по итогам заседания FOMC 18 марта. Если рынки будут ориентироваться на прогнозы членов комитета, предполагающие четыре увеличения ставки по 25 бп в течение года, повышательное давление на краткосрочные ставки денежного рынка сохранится. 

Далеко не все комментаторы разделяют ту довольно позитивную оценку ситуации в американской экономике, которой придерживается Федрезерв. Одним из наиболее последовательных критиков политики ФРС является Дэвид Стокман, глава административно-бюджетного управления в администрации президента Рейгана. По его мнению, у ФРС и других ведущих центральных банков не осталось ни сколько-нибудь эффективных инструментов монетарной политики, ни возможности продолжать накачивать глобальный кредитно-финансовый пузырь, формирование которого стало результатом крупнейшего в истории роста кредитования. Вчерашнее решение ФРС Стокман назвал «важнейшим поворотным моментом с 1929 г.». Следующим этапом, по его утверждению, должна стать затяжная глобальная дефляция и новый финансовый кризис. Он также отмечает, что в настоящий момент население, компании и правительства обременены огромными долговыми обязательствами, обслуживание которых представляет для них серьезную проблему. Все это, а также высокое (и продолжающее расти) соотношение запасов готовой продукции и объемов продаж, сокращение капиталовложений и  падение объемов экспорта, по мнению Стокмана, делает наступление рецессии в американской – и в мировой – экономике практически неизбежным.

Мы видим ситуацию в не столь мрачном свете, что, однако, не означает, что мы правы, а г-н Стокман – нет. То, что ультрамягкая монетарная политика способствовала увеличению долговой нагрузки и необоснованному росту стоимости финансовых активов, но при этом почти не оказала положительного влияния на реальную экономику, является неоспоримым фактом. Уровень долга в процентном отношении к ВВП сейчас выше, чем в момент кризиса. Наш  прогноз роста мирового ВВП на 2016 г. (3.0%) сложно назвать очень оптимистичным, но, учитывая некоторое смягчение фискальной политики в мире, рецессии все же, возможно, удастся избежать. Последние статданные из    Китая указывают на наличие признаков стабилизации экономической активности. Обеспокоенность вызывает продолжающееся снижение цен на нефть, уже опустившихся ниже 40 долл./барр. Их дальнейшее падение может спровоцировать еще большее сокращение капиталовложений и негативно повлиять на ситуацию в сырьевых развивающихся экономиках, так и не вызвав увеличения потребительских расходов.


В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем