Статья

Российские нефтяники устоят перед нефтью в $25 за баррель

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 13 янв - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Сценарий, при котором цены на нефть могут упасть до 25 долларов за баррель, становится все более реалистичным – экономисты называют его вполне обоснованным и используют в своих прогнозах. В настоящее время котировки нефти Brent продолжают балансировать в районе 30 долларов за баррель, а нефть Urals 12 января  торговалась на уровне февраля 2004 года — в районе 27,4 доллара за баррель.  

В этой ситуации российские нефтяные компании находятся в более выигрышном положении, поскольку себестоимость барреля у них ниже, чему и большинства их зарубежных конкурентов. Так, по данным Bank of Amerika Merrill Lynch себестоимость добычи у ЛУКОЙЛа и "Газпромнефти" чуть выше текущей рыночной цены, у "Башнефти" и "Роснефти" ниже 20 долларов за баррель. Для сравнения, у BP и Total она колеблется в районе 70-80 долларов за баррель.

Это связано с тем, что производственные расходы на добычу нефти в нашей стране ниже, чем за рубежом. Дороже разве что транспортировка, но это связано с российскими расстояниями. 

Кроме того, поддержку нефтяникам оказывает специфика отечественного налогового режима. "Особенности российской системы налогообложения (основным получателем ренты, привязанной к выручке, является  государство) и произошедшая девальвация делают наши компании более устойчивыми в сравнении с мировыми "мейджорами" к снижению цен на нефть", - пояснил директор Московского нефтегазового центра Ernst&Young Денис Борисов. 

Конечно, при нынешних шоковых ценах и нынешнем курсе рубля российские компании не смогут в одиночку без привлечения внешних инвестиций (что само по себе сейчас сложно) разрабатывать новые масштабные проекты. "Но в схожем положении и другие мировые компании, более того, преимущество российских нефтяников заключается в том, что они могут при текущих ценах поддерживать действующие проекты или сдерживать спад. На это способны далеко не все", - рассуждает аналитик "Газпромбанка" Александр Назаров. 

По его словам, уровень долговой нагрузки у российских компаний при сравнительно недорогой добыче относительно невысок, поэтому при текущем уровне цен на нефть речи об их банкротстве быть не может. Так называемая "цена отсечения", при достижении которой налоговая нагрузка на нефтяные компании обнуляется, составляет 15 долларов за баррель. Однако такая цена скорее плохо отразится на бюджете государства, нежели на самих компаниях. "Они всегда смогут сэкономить на чем-то другом, к примеру, сократить зарплаты, численность персонала, договориться об отсрочке платежей и т.п.", - сказал он.

Единой цены, при которой российские нефтяные компании могут начать работать себе в убыток, нет. "Величины "точек безубыточности" могут существенно варьироваться в зависимости от горно-геологических условий разработки месторождений и динамики ключевых макроэкономических показателей, например, валютного курса и инфляции. А значит, реализация отдельных сложных проектов, особенно тех, которые не имеют достаточных налоговых преференций, будет откладываться/отменяться, что постепенно будет находить отражение и в динамике операционных показателей сектора", - пояснил представитель E&Y.

При этом эксперты полагают, что снижение цен на нефть негативно отразится на стоимости акций компаний, поскольку под сомнение попадает выплата дивидендов. "По итогам 9 месяцев 2015 года российские компании чувствовали себя лучше многих конкурентов, но тогда среднегодовая цена была выше 50 долларов за баррель", - напомнил Александр Назаров. По 2016 году ситуация может сильно отличаться, но прогнозы пока давать сложно ввиду существенной волатильности цен на нефть и фондовых индексов. 

Пока эксперты лишь предполагают разные варианты развития событий.  Самые пессимистичные предсказания аналитиков - Standard Chartered - предполагают цену нефти в 10 долларов. 

В свою очередь, Центробанк в оптимистичном сценарии ожидает возврата цены на нефть к 75 долларам за баррель. Об этом в среду на Гайдаровском форуме-2016 заявил директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев. Правда, сроков достижения таких параметров он не уточнил.

Обсудить
Рекомендуем