Как экономика и фондовый рынок Китая растут без коренных перемен?

Читать на сайте 1prime.ru

Инвесторы разбирают наш портфель китайских акций, как соль и спички во время кризиса. Рост производства в КНР замедлился в 4-м квартале до 6,8% в год, оставшись на уровне 6,9% за весь год, и мы сами думали, что происходит. Оказывается, их радует то, что Китай нашёл волю на структурные реформы даже в самые тощие, как обезьяна, годы. Хотя не каждый участник рынка найдёт хоть один резкий поворот в развитии экономики КНР. 

После выхода в лидеры по сельскому хозяйству китайцы встали перед дилеммой, а что дальше? На рынке нефти, например, ценовые войны: кто продаст дешевле. На валютном рынке - валютные: чья валюта ниже. Но конкурировать за рынок еды путём демпинга не так просто, потому что в сельском хозяйстве низкий барьер для входа.

Если по итогам 2014 года Китай занимал первое место в мире по объёмам производства хлопка и мясопродуктов, то в следующем году котировки просели резко. Цены на хлопок снизились с максимумов 2015 года на 10%, индекс цен на мясо упал на 15% в год. Поддерживать сельское хозяйство на экспорт становилось проблематично.

За 2015 год удалось произвести зерна всего на 2,4%, и круп - всего на 2,7% в год больше, чем в 2014-м. Если урожай озимых вырос хотя бы на 3%, то урожай яровых с трудом увеличился на 2%. Хлопка собрано на 9% в год меньше, постного мяса выработано на 1% меньше, и яиц произведено всего на 4% больше, чем годом ранее. Хорошо это или плохо? 621 млн тонн зерна, 572 млн тонн круп, 5,6 млн тонн хлопка, 30 млн тонн яиц. Куда же больше... Углубляться в проблемы лидерства на сельхозрынке лучше не при снижении цен. 

В промышленности Китай блещет планомерной работой по реализации приоритетов. Первый - высокотехнологичная продукция. Производство оборудования для электроники и связи возросло на 12,7% в год, фармацевтики на 9,9%, продукции для авиации и космоса на 26,2% в год. 

Второй приоритет - доступное жильё. В Китае продано 1,285 млрд квадратных метров недвижимости (+6,5% в год) на 8,7 трлн юаней (+14,4% в год). Муниципалитетам разрешили привлекать средства через инвестиционные компании под строительство крупных объектов. 

Третий приоритет - извлечение выгоды из ситуации на сырьевом рынке. Много говорят, что китайцы закупаются дешёвой нефтью. При этом собственные добывающие производства, как оказалось, выросли всего на 3,9% (в то время как обрабатывающие и строительство - на 6,0%). Это объясняется тем, что сырьевые товары подешевели на 27% (Bloomberg Commodity Index), и Пекин не видит пользы в росте добычи. 

Четвёртое направление развития экономики - повышение энергоэффективности, и это не пустой звук. Судить о темпах роста промышленности по потреблению электроэнергии становится проблематично. Энергопотребление на единицу ВВП упало на 5,6% в год. 

Ситуация в розничной торговле также подталкивает инвесторов к покупке китайских активов. Можно называть это структурной реформой, но экономика КНР перешла определённый рубеж, после которого не промышленность, а сфера услуг движет ростом экономики. ВВП сферы услуг в 2015 году вырос на 8,3% в год. На неё теперь приходится 50,5% от ВВП, на 10,0 процентных пунктов больше, чем на строительство и обрабатывающие производства. Годовой вклад окончательных потребительских расходов в ВВП достиг 66,4%, на 15,4 процентного пункта больше по сравнению с предыдущим годом. Онлайн-торговля выросла до 3,9 трлн юаней, на 33% в год. 

Рост потребления, конечно, тоже можно называть структурной реформой, но первая и главная причина - увеличение номинальных поступлений в бюджеты домашних хозяйств. Оставляя в стороне изменения дефлятора, за которые часто критикуют китайскую статистику, располагаемые доходы на душу населения выросли на 8,9% в год до 21966 юаней при падении юаня на 4,7%. В городах доходы достигали 31195 юаней (+8,2% в год, и с учётом коррекции на цены - +6,6%), на селе составляли 11422 юаней (+8,9% в год, и со скидкой на рост цен - +7,5%). Отсюда понятны причины роста розничных продаж до 30,1 трлн юаней (+10,7% в год, с учётом цен - +10,6%), из которых 3,2 трлн юаней приходилось на продовольствие. 

Вторая предпосылка к увеличению потребления заключается в том, что рост цен отстаёт от темпов обесценивания валюты. ИПЦ вырос на 1,4% в год, при увеличении наличности в обращении на 4,9%. Цены на продовольствие выросли на 2,3%, на табачные изделия и алкоголь - на 2,1%, на одежду - на 2,7%, на транспорт - на 1,7%, на развлечения и образование - на 1,4%. Культура сбережений, ёмкость внутреннего рынка и плановая экономика в Китае пока сдерживают ожидания инфляции. 

У экономики КНР, разумеется, остаётся целый ряд возможных путей развития, которые не всегда обещают двукратный рост котировок фондового рынка. Первый путь - стать вторыми США и сократить долю производства в ВВП до 70%. Производственные цены падают по 5,2% в год, и с такой динамикой владельцам, даже государству, сложно поддерживать компании на плаву. 

Второй путь - стать второй Японией и резко увеличить внутренний рынок заимствований. Ситуация, при которой темпы роста широкой денежной массы М2 (+13,3% в год) обгоняют рост ВВП (+6,9%), и абсолютный показатель денежного агрегата М2 (139,2 трлн юаней) настолько превышает ВВП (69,07 трлн юаней), что не только держит в напряжении банки, но и периодически приводит к панике среди иностранных инвесторов. Тем не менее, если распределять долговые обязательства внутри страны до погашения, это поможет перебороть цикличность в развитии экономики. 

Третий путь - стать второй Европой, с ключевой проблемой старения населения и демографическими и региональными дисбалансами. Население трудоспособного возраста (от 16 до 60) составляет 66,3% от общего числа населения (1,375 млрд человек). Намечается убыль трудоспособного населения и другие демографические перекосы (скажем, на 100 китаянок приходится 105 китайцев). Помимо традиционной асимметрии между западным и восточным Китаем, есть проблема замедления инвестиций на побережье при очень быстрых темпах роста в центральных районах (+15,7% в год). 

Тем не менее давайте не будем забывать то, с чего начиналась раньше аналитика по Китаю. Экспорт из КНР в 2015 году упал до 24,6 трлн юаней в год, на 7%, но сальдо торговли осталось позитивным, почти 4 трлн юаней. Судя по отчёту о ВВП, Пекин пытался решить вопрос сокращения стоимости экспорта через стимулирование внутреннего спроса. В том числе - путём девальвации, повышения кредитных агрегатов и без особых структурных реформ. 

Важным фактором роста стало увеличение доходов населения, впрочем, с чрезвычайно низкого уровня. Плановых показателей экономики достигнуто не было, но приоритеты развития КНР намного дальше пятилетнего плана. Фондовый рынок Китая растёт без коренных экономических преобразований, но отнюдь не только на ожиданиях государственной поддержки. 

Мы объясняем рост китайского рынка несколькими причинами. Во-первых, развитием розничной торговли и остальной сферы услуг, на которую приходится больше половины ВВП, во-вторых - увеличением на на 33% в год ВВП онлайн-сектора, широко представленного в фондовых портфелях, в-третьих - двузначным ростом ВВП приоритетных отраслей промышленности (авиация и космос, фармацевтика, электроника), в-четвёртых - сохранением обеспеченности продукцией сельского хозяйства.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем