Дилемма ФРС

Читать на сайте 1prime.ru

Сегодня завершается очередное заседание Комитета ФРС США по операциям на открытом рынке (FOMC), которое проходит на фоне необычно высокой рыночной волатильности и все более неопределенной ситуации в мировой экономике. Прошлое, декабрьское, заседание завершилось первым за долгие годы повышением ставки по федеральным фондам, однако на этот раз никаких изменений в политике ФРС инвесторы не ждут. В то же время те, кто привык внимательно следить за всеми действиями и комментариями американского центробанка, постараются найти в его сегодняшнем заявлении признаки изменения риторики, подтверждающие правоту рынков, умеривших свои ожидания относительно траектории повышения ставки по федеральным фондам в течение 2016 г. 

В первое время после декабрьского заседания FOMC рынки ожидали, что регулятор будет повышать ставки на 25 бп каждые три месяца. Однако с началом нового года, ознаменовавшегося резким снижением мировых фондовых индексов и цен на нефть (а с ними и инфляционных ожиданий), ситуация естественным образом изменилась. Теперь инвесторы полагают, что, во-первых, повышений будет меньше, а во-вторых – что они, скорее всего, придутся на вторую половину года. Вопреки ожиданиям, падение цен на нефть не только не придало дополнительный импульс мировой экономике, но и довольно больно ударило по развивающимся сырьевым экономикам и обремененным долгами американским нефтяным компаниям, вынудив их сворачивать инвестиционные проекты, а правительства развивающихся стран поставив перед необходимостью защищать национальные валюты, бросая на это золотовалютные резервы, либо урезать расходы, чтобы не допустить дальнейшего углубления бюджетных дефицитов. Потребители предпочитают откладывать сэкономленные благодаря снижению цен на нефть средства, что, в частности, нашло отражение в  последних данных по обороту розничной торговли в США, свидетельствующих о значительном замедлении роста в годовом сопоставлении. Кроме того, нынешняя ситуация способствует сокращению количества нефтедолларов, а также заставляет суверенные нефтефонды продавать финансовые активы, что может обернуться сокращением ликвидности в мировой финансовой системе.

Федрезерв много критикуют за то, что он слишком долго держал ставки на низком уровне, тем самым способствуя увеличению рисков для финансовой стабильности. Кроме того, инвесторы опасаются, что, долго не решаясь приступить к нормализации монетарной политики, регулятор исчерпал свой арсенал средств для борьбы со следующей рецессией или следующим финансовым кризисом.

Федрезерв начал повышать ставки на фоне слишком высокого для этой фазы цикла уровня долга нефинансового сектора в отношении к ВВП. В рамках предыдущих циклов он переходил к ужесточению политики, когда данное соотношение было значительно ниже. Некоторые даже опасаются, что ФРС вместо дальнейшего повышения ставок может запустить четвертую программу количественного смягчения (хотя, по мнению многих комментаторов, в условиях слишком низких, как сейчас, премий за риск количественное смягчение становится крайне малоэффективным, о чем мы упоминали в нашем вчерашнем материале). А если нетрадиционная монетарная политика не действует, то встает вопрос об обращении к радикальным мерам, таким как «вертолетные деньги» или прямая монетизация долга. В случае, если в мировой экономике начнется дефляционная рецессия, монетарные власти, вполне вероятно, включат печатный станок, поскольку количественное смягчение – это по сути не что иное, как обмен активами, мало влияющий на ситуацию с банковским кредитованием или уровень денежной массы. Пока что результатом количественного смягчения стала инфляция цен на финансовые активы. Темпы роста цен на товары и инфляция зарплат остаются невысокими, из-за чего, в  том числе, рост номинального ВВП оказывается ниже тренда. Будет неожиданностью, если комментарий FOMC по итогам сегодняшнего заседания не будет расценен рынком как «мягкий», или если регулятор не уделит в нем внимание рецессионным рискам.

Впрочем, именно так может и произойти, поскольку для ФРС важно не допустить, чтобы все выглядело так, как будто для повышения ставок регулятор выбрал неподходящий этап экономического цикла. Глава ФРБ Нью-Йорка Билл Дадли в своем выступлении 15 января довольно позитивно оценил состояние американской экономики, выразив уверенность, что темпы ее роста в этом году будут немного выше долговременного среднего показателя. 

По мнению Дадли, внутренний спрос находится на приемлемом уровне, а пакет фискальных мер на 2016 г., утвержденный в прошлом месяце, обеспечит реальной экономике определенный стимул, что со временем также приведет к росту инфляции и повышению инфляционных ожиданий. Рецессионный риск, по словам Дадли, не был для него ключевым фактором при принятии решения голосовать в декабре за повышение процентной ставки. Стоит заметить, что, согласно модели Nowcast ФРБ Атланты, имеющей репутацию достаточно точной, рост реального ВВП США в 4к15 в годовом выражении составил всего 0.7%.

Последние экономические индикаторы США рисуют менее радужную картину. Индекс деловой активности в обрабатывающей промышленности (ISM) уже два месяца подряд остается ниже уровня в 50, границы спада и подъема в экономике, а соответствующий индекс сферы услуг (PMI), опубликованный накануне, упал до минимального уровня за последние 13 месяцев. Пессимистичные результаты показывают и опросы, проводимые региональными ФРБ: индекс уверенности представителей бизнеса находится на одном из самых низких уровней за последние пять лет. Объем промышленного производства в США вообще сокращается. Некоторые из этих явлений, очевидно, связаны с замедлением роста экономики Китая, о чем свидетельствуют опубликованные вчера данные о прибылях промышленных предприятий, непрерывно снижающихся на протяжении семи месяцев. Возникает вопрос о том, не может ли коррекция на мировых рынках акций вызвать негативный «эффект богатства», который отрицательно скажется на уровне потребительских расходов.

В этой ситуации вероятность того, что ставка по федеральным фондам будет повышена в марте, выглядит крайне низкой. На самом деле, мы считаем, что в сложившихся условиях возможности повысить ставку у ФРС вообще не будет до конца нынешнего года. К тому же регулятор едва ли решится на повышение ставок до предстоящих в ноябре президентских выборов в США. Таким образом, ФРС будет непросто найти правильные формулировки для заявления по итогам сегодняшнего заседания. Слишком пессимистический тон может спровоцировать новую волну давления на финансовые рынки, а чрезмерный оптимизм может показаться неуместным и оторванным от реальности. Любая из этих крайностей будет неконструктивной на фоне повышенной волатильности рынков и общей неуверенности инвесторов.

Между тем тесная связь между ценами на нефть, высокодоходными облигациями и акциями сохраняется и может разорваться только в случае стабилизации цен на нефть при условии сокращения предложения на мировом рынке. Ряд стран-экспортеров уже выражает обеспокоенность в связи с текущим уровнем цен на нефть, однако с их стороны пока не было никаких конкретных заявлений или действий, которые бы убедили инвесторов в том, что поставки или товарные запасы нефти будут уменьшаться в ближайшее время. В очередной раз подтверждается тот факт, что рынки склонны слишком остро реагировать на выраженно неблагоприятные факторы и разворачиваться в сторону роста только после достижения «абсолютного дна».

Пока имели место только периодические «короткие сжатия», которые дают мимолетную надежду на то, что рынки не понесут еще больших потерь. Возможно, котировки нефти уже приблизились к абсолютному минимуму, но  чтобы они возобновили рост, необходимы убедительные действия производителей по сокращению поставок нефти на рынок. В ином случае нефть в ближайшей перспективе дорожать не будет. Это означает, что под давлением останутся и высокодоходные облигации, спреды которых увеличились до уровней, характерных для рецессии, а этот фактор, в свою очередь, тянет вниз рынки акций.

Индекс S&P 500 на прошлой неделе падал до локального минимума на 1812 пунктах, который пока можно считать уровнем технической поддержки, однако все попытки рынка к росту с того момента останавливались чуть выше отметки 1900. Прибыли компаний в составе индекса в 4к15, согласно данным FactSet, упали на 6.0% г/г. Таким образом, показатель снизился третий квартал подряд – впервые с 1к09. Сокращение прибыли американских корпораций, ухудшение условий привлечения долга на высокодоходных рынках и устойчивые признаки замедления роста экономики дают инвесторам основания для серьезных опасений. Что касается Федрезерва, сохранить доверие рынков к нему теперь важно, как никогда за весь период с последнего финансового кризиса.


В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем