ОБОБЩЕНИЕ: Сечин рассказал, кому выгодна дешевая нефть

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 10 фев /ПРАЙМ/. Глава крупнейшей российской нефтяной компании "Роснефть"

Игорь Сечин проанализировал причины снижения мировых цен на нефть и сделал вывод, что основными бенефициарами обвала рынка являются вовсе не потребители нефти, а финансовые игроки. Спекулянты, конечно, воспользовались ситуацией и смогли неплохо заработать, играя на понижение, согласны опрошенные РИА Новости аналитики.

Однако влияние финансистов на рынок краткосрочно, а основной причиной такого глубокого и длительного кризиса все же являются фундаментальные факторы - такие как переизбыток сырья, уверены эксперты.

Сечин указал на "глубокий разрыв между финансовыми инструментами нефтяного рынка и характеристиками реального развития отрасли". "Кто стал основным бенефициаром нынешнего кризиса? Очевидно, что это не потребители, так как нынешние цены на нефтепродукты снизились в среднем только менее чем на 20%, а финансовые игроки", - сказал он, выступая на Международной нефтяной неделе в Лондоне.

"Надо признать, что мы недооценили тот факт, что финансовые участники рынка не знают ограничений в решении своих чисто финансовых задач и готовы тестировать любые ценовые уровни — 27 долларов в январе, например, и вплоть до 10 долларов за баррель, — заявил глава "Роснефти". — Что это как не "приглашение к игре" на ничем не ограниченное падение цен?"

"Рынок нефтяных фьючерсов составляет около 200 миллионов баррелей в день в открытых позициях, а физический рынок поставок черного золота – лишь 80-90 миллионов баррелей в день. Это и есть тот самый разрыв, о котором говорит Сечин", - пояснил главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егор Сусин. Однако влияние финансовых спекулянтов переоценивать не стоит.

"Спекулянты не могут жить в отрыве от фундаментальных оценок состояния мировой экономики. Надежды на ее быстрое восстановление не оправдываются, а стоимость активов на фоне этих надежд была сильно раздута благодаря сверхмягкой денежно-кредитной политике, проводившейся в последнее время ФРС и сохраняющейся ныне в виде усилий ЕЦБ и Банка Японии. Дополнением к этому стали локальные факторы в виде переизбытка нефти на рынке, что и потянуло его вниз", - рассуждает он.

АНАЛИТИКИ ВЕРЯТ В ФУНДАМЕНТАЛКУ

Финансисты могут спровоцировать краткосрочное резкое падение нефти – даже в район 10 долларов за баррель, но их влияние на рынок не может быть долгосрочным. Главными на рынке нефти остаются фундаментальные причины. "Рынок довольно большой, спекулянтов очень много, поэтому искусственно рынок нефтяной загнать никуда нельзя", - считает глава совета директоров МДМ Банка, экс-замминистра финансов Олег Вьюгин.

"Спекулянты просто работают на высоко волатильном рынке, а высоко волатилен он из-за того, что производители поставляют на рынок нефти больше, чем он может "скушать". В этой ситуации возникает очень хорошая возможность для игры и спекуляций", - добавил Вьюгин.

Текущая ситуация отличается от предыдущего кризиса, когда роль спекулянтов при разгоне нефтяных цен была ключевой: до 2008 года цена нефти поднималась выше 140 долларов за баррель, затем обвалилась ниже 40 долларов, но довольно быстро восстановилась и стабилизировалась выше 100 долларов за баррель. "Три года этой стабилизации проходили в надежде на новый рывок нефти вверх, это копило длинные позиции по нефти в надежде на рост. Однако резкий обвал, начавшийся летом 2014 года и продолжившийся в 2015 году, не оправдал надежд и сократил существенную долю этих позиций", - считает Сусин из Газпромбанка.

Сейчас, по мнению аналитика, вероятность обвала нефти, особенно в район 10 долларов за баррель, значительно снизилась.

Нынешний обвал на нефтяном рынке отчасти сложился в силу стечения обстоятельств: сначала недопоставки со стороны Ирана, Ливии и некоторых других стран поддерживали высокие цены на нефть. "А потом как бы незаметно подкралась резко выросшая после 2010 года добыча сланцевой нефти", - сказал аналитик "Сбербанк КИБ" Валерий Нестеров.

"Эти объемы американской нефти в сочетании с резким ростом добычи в Ираке, некоторых других странах, а сейчас еще и иранская нефть – привели к тому, что образовался своеобразный "пузырь" на рынке", - сказал эксперт.

Что касается бенефициаров дешевой нефти, то с потребителями нефтепродуктов не все так однозначно. Снижение их цены в разных странах разное и зависит в большей степени от налогов и в меньшей - от затрат на производство. Тем не менее, страны – чистые импортеры нефти вполне выигрывают от ее падения, отметил Сусин из Газпромбанка. "Так, Китай компенсировал отток капитала, получив за год порядка 300 миллиардов долларов в пользу профицита торгового баланса на фоне дешевой нефти", - пояснил он.

ЗА МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

Кризис подогревается неджентельменским поведением производителей нефти, которые вместо того, чтобы сплотиться вокруг "общего горя", наращивают добычу, отстаивая свое место под солнцем.

"За прошедший год мы наблюдали развитие ситуации, в которой производители оказались разобщены, и часть их объявила "ценовую войну", ставя задачей вытеснить с рынка "неэффективных" поставщиков и занять их место, причем, по сути, эта ценовая война и должна была определить, кто именно "неэффективен", — отметил Сечин.

Роль сланцевой нефти в США как регулятора нефтяных цен оказалась сильно преувеличена: резкого снижения ее добычи на фоне дешевой нефти не произошло. "Таким "регулятором", к сожалению, с отрицательным знаком, в 2015 году в большей мере стало поведение ряда стран ОПЕК", - добавил Сечин.

Лишь в последнее время участники мирового рынка нефти, входящие и не входящие в ОПЕК, начали обсуждать возможности для поддержания мировых цен. Министр нефти одной из наиболее пострадавших стран - Венесуэлы - Эулохио дель Пино даже совершил турне по ряду нефтедобывающих стран, включая Россию, Катар, Оман и Саудовскую Аравию, чтобы найти стратегию по стабилизации цен.

Самым очевидным решением могло бы стать согласованное сокращение добычи. Однако глава "Роснефти" выразил сомнение, что мировые производители нефти договорятся о подобном шаге. "Кто будет сокращать? Или одна Россия должна сокращать?", — скептически поинтересовался Сечин у журналистов, которые хотели выяснить его мнение о реалистичности такого решения.

Сечин полагает, что необходимо создать механизм взаимодействия производителей и потребителей. "Рынок неизбежно стабилизируется и имеет хорошие перспективы дальнейшего роста, но от его участников зависит, как быстро и насколько эффективно это произойдет, — заявил он. — Важнейшим инструментом такой стабилизации является система долгосрочных контрактов на поставки, которую активно развивает компания "Роснефть".

СЮРПРИЗЫ И ПРОГНОЗЫ

По словам Сечина, сюрпризом последнего года для многих игроков на рынке стала устойчивость к ценовым шокам, которую продемонстрировала российская нефтяная отрасль и в частности "Роснефть". "Мы сейчас находимся, по себестоимости добычи на скважине, на одном из самых низких уровней в мире - это 2,7 доллара за баррель", — заявил он.

В январе министр энергетики РФ Александр Новак рекомендовал нефтекомпаниям страны проводить стресс-тесты, исходя из цен на нефть в 25-30 долларов за баррель. При этом, по словам топ-менеджеров ряда российских компаний, в частности, "Башнефти"

, "Газпром
нефти", ЛУКОЙЛа
и "Газпрома", они рассчитывают стрессовый сценарий с ценой на нефть в 20 долларов за баррель.

По мнению Сечина, дисбаланс спроса и предложения на глобальном рынке нефти может сократиться уже скоро. "К концу 2016 года глобальный спрос на нефть может вырасти на 1,5 миллиона баррелей в сутки, при этом добыча нефти, таким образом, будет сбалансирована этим объемом", — сказал он.

По мнению главы "Роснефти", к концу 2017 года даже может возникнуть дефицит предложения до 0,7 миллиона баррелей в сутки. В то же время он может быть скомпенсирован сокращением коммерческих запасов нефти, которые были накоплены за последние годы.

По мнению Сечина, есть еще два фактора, которые могут повлиять на рынок нефти: увеличение предложения сырья со стороны стран-членов ОПЕК, а также рост поставок нефти из США.

Главу "Роснефти" косвенно подержала ОПЕК, которая в своем очередном докладе улучшила ожидания по мировому спросу на нефть в текущем году на 40 тысяч баррелей в день - до 94,21 миллиона баррелей в сутки.

Обсудить
Рекомендуем