Статья

АСВ подбирается к зарубежным активам владельцам банков-банкротов

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 14 мар - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Агентство по страхованию вкладов объявило о намерении активизировать работу по возврату из-за границы активов лишившихся лицензии российских банков. "Постепенно мы в этой работе (по возврату активов банков, лишенных лицензии ЦБ - ред.) покидаем юрисдикцию РФ и вынуждены преследовать людей, которые своровали деньги кредиторов, на территории других государств", - констатировал замглавы АСВ Андрей Мельников.

Такое внимание агентства к зарубежным активам банкиров связано с тем, что последние в случае отзыва ЦБ лицензии у банков нередко выводят средства за рубеж и проживают там вне досягаемости российского правосудия. Примеров финансистов, которых ЦБ обвиняет в выводе активов из банка немало. Подобные претензии предъявлялись к бенефициару Межпромбанка Сергею Пугачеву, бенефициару "Российского кредита" Анатолию Мотылеву, основателю Внешпромбанка Ларисе Маркус и многим другим. Почти во всех этих случаях АСВ вольно или невольно становилось кредитором рухнувшего банка и брало на себя его обязательства перед розничными вкладчиками. 

Только в 2015 году у банков, участников системы страхования вкладов, было отозвано 77 лицензий, объем выплат возмещения составил 369,2 млрд рублей. Теоретически, АСВ могло бы вернуть эти средства за счет распродажи имущества банка-банкрота, но вместо этого в балансах многих банков образуются гигантские "дыры". Очень часто активы банка выводятся за периметр его баланса в зарубежные юрисдикции, что значительно осложняет процесс их возврата. По статистике, после банкротства банков, как правило, удается вернуть не более четверти затраченного. Чтобы повысить этот показатель АСВ и намерено более активно работать с зарубежными правоохранительными органами. 

Получить их помощь по нормам международного права возможно – в законодательстве многих стран сформулирован порядок обращения взыскания активов должника по требованиям его кредиторов. При этом история данного правового института во многих европейских странах гораздо старше российского закона о банкротстве, рассказал эксперт центра "Общественная Дума" Павел Ивченков. "В ЕС почти во всех странах действует Регламент № 1346/2000 от 29.05.2000 г. о процедурах урегулирования неплатежеспособности для физических и юридических лиц", - сказал он.

Однако в каждом конкретном случае многое зависит от отношений страны, где находятся активы, с РФ, добавил адвокат компании "Деловой фарватер" Антон Соничев. "Для возврата активов нужно подавать соответствующий запрос в иностранный суд, который может его удовлетворить или отказать в удовлетворении после изучения материалов дела, рассматриваемого в РФ. Иностранные суды при этом не активно встают на сторону РФ и часто очень долго рассматривают её ходатайства, что позволяет должникам вывести активы", - отметил он.

В целом вероятность возврата активов банка-банкрота из-за рубежа невысока, но она есть, констатируют эксперты. Успешным примером можно назвать дело бывшего собственника Межпромбанка  Сергея Пугачева - английский суд поддержал требование РФ о взыскании 75,6 миллиарда рублей и разрешил обратить его на имущество банкира на территории Англии и Уэльса.   

Однако   даже это дело до сих пор не доведено до конца, и процедура возврата активов растянулась на несколько лет, напоминает доцент кафедры банковского дела РЭУ им.Г.В.Плеханова Лазарь Бадалов. "Поэтому, если АСВ и удастся вернуть зарубежные активы российских банков, то на это уйдет не менее 3-5 лет при самом успешном развитии событий", - прогнозирует он.

Кроме того, не стоит забывать о тех расходах, которые несет АСВ для возврата зарубежных активов лопнувших банков. Это может стать одной из главных проблем для агентства  – речь идет и об оплате специалистов, представляющих интересы агентства за рубежом, и об издержках, связанных с реализацией иностранных активов, например, если речь идет о недвижимости. На этапе судебных разбирательств возмещения никто не гарантирует, поэтому говорить об успехе этой работы можно лишь при условии, что траты будут минимизированы, рассуждает эксперт.

Если все-таки АСВ получит зарубежные активы банкротов, то у него появляется масса возможностей для их реализации. При этом перевод в Россию не всегда оправдан. Если это объект недвижимости в инвестиционно привлекательном месте, то его можно сдать в аренду или вложить в какой-нибудь бизнес-проект, получая доходы от использования актива.  То же относится и к денежным вкладам — если они уже в валюте и приносят хороший доход, то вряд ли будет эффективнее сейчас переводить их в рубли и искать другие способы вложения средств в России, полагает Павел Ивченков. По его мнению, лучше оставить деньги на зарубежных счетах, только распоряжаться ими будет уже АСВ или ЦБ РФ.

Все вырученные средства потом направляются на погашение долгов банка-банкрота в соответствии с очередностью удовлетворения требований кредиторов, установленной российским законодательством. Но далеко не факт, что этих денег хватит, поскольку огромные суммы неудачливые банкиры успели попросту растратить, резюмируют эксперты. 

Обсудить
Рекомендуем