Энергетика

Рынок нефти требует переоценки

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 16 марта - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц.  Нефть сорта Brent уже несколько дней торгуется вблизи психологического уровня в 40 долларов за баррель, хотя еще несколько недель назад аналитики соревновались, кто же выставит по ней наименьший прогноз. На фоне текущей относительной стабильности перспективы нефтяного рынка уже не выглядят столь пугающими. Рынок находится на распутье. 

СЛАНЕЦЕВЫЙ БУМ И НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА

Основной причиной нынешнего падения цен является сланцевый бум в США, спровоцировавший глобальное увеличение предложения нефти. Однако, законы рынка неумолимы: рост предложения нефти спровоцировал снижение цен на нее и затем обернулся постепенным снижением добычи. По данным Управления энергетической информации США (EIA), добыча нефти в стране 4 марта составляла 9,078 млн баррелей в день. Это на 500 тыс. баррелей меньше чем максимальное значение прошлого года.

Падение зафиксировано на всех основных сланцевых месторождениях, где себестоимость добычи высока. Эксперты прогнозируют дальнейшее снижение производства нефти в США в этом году – до 8,7 млн барр./сут. 

Скептики могут ответить, что, хотя добыча постепенно снижается, коммерческие запасы наоборот достигли рекордного показателя -  521,9 млн баррелей. Однако, запасы растут благодаря увеличению импорта. Нетто-импорт (общий объем импорта за вычетом экспорта) по последним данным EIA составил 7,661 млн баррелей в сутки. Эта простая статистика доказывает безосновательность спекуляций о безграничном экспорте американской нефти. 

ВОСТОЧНАЯ ХИТРОСТЬ ИРАНА

Помимо роста предложения в США очень часто встречается мнение о том, что обвалить цены на нефть может Иран, который является второй страной в ОПЕК по запасам. В соответствии с квотами, которые устанавливает ОПЕК, Иран может добывать до 4 млн баррелей ежедневно. Из-за наложенных несколько лет назад санкций Иран был вынужден снизить добычу ниже 2,6 млн баррелей, но теперь после улучшения политической конъюнктуры намерен вернуть свою рыночную долю. 

С начала года добыча в стране уже выросла на 300 тыс. баррелей и сейчас превышает 3 млн баррелей в сутки. Дальнейший рост добычи сдерживает потребность в инвестициях и одновременное нежелание правительства страны вернуть свою долю "любой ценой" и продавать нефть в Европу с большими скидками. По данным западных агентств, после официального снятия санкций Иран поставил в Европу всего четыре партии нефти по 1 млн баррелей. До санкций 2012 г. Иран продавал в Европу по 800 тыс. баррелей ежедневно. Покупателями были такие гиганты как Shell, Eni, Vitol, Glencore, Trafigura. Для европейцев Иран - "очень удобный партнер", поскольку, в отличие от других стран ОПЕК, страна не продает свое сырье за доллары США, и с удовольствием принимает европейскую валюту. 

Судя по результатам начала года, прогноз Международного Энергетического Агентства (МЭА) о том, что Иран нарастит поставки сырья на европейские НПЗ до 250 тыс. баррелей в сутки, вероятно, не оправдается.  Иран предпочитает вести собственную игру и ради этого выдерживает паузу, не желая усугублять положение на нефтяном рынке.

КИТАЙСКИЙ АППЕТИТ 

Помимо мифических возможностей США и Ирана "залить" глобальный рынок дешевой нефтью, третий популярный миф на рынке заключается в резком падении спроса на топливо в Китае из-за замедления темпов экономического развития. Действительно, поступающая из КНР статистика указывает на снижение показателей роста ВВП. 

Однако, если присмотреться к статистике Главного таможенного управления КНР, то получится совсем иная картина. В прошлом году данные об импорте энергоносителей в Китай шокировали экспертов. Поставки нефти из-за рубежа выросли на 8,8 %, достигнув рекордного объема – 334 млн т (6,7 млн баррелей в сутки). В начале этого года тенденция только усилилась. Импорт нефти в страну в феврале вырос на 24,5% по сравнению с тем же периодом 2015 г., составив 31,8 млн т (свыше 8 млн барр./сут.). По мнению участников рынка, низкие цены на нефть подтолкнули китайское правительство к увеличению закупок. Пекин, пользуясь благоприятной конъюнктурой, активно пополняет свои стратегические запасы нефти, которые по оценке аналитической компании BMI Research, входящей в группу Fitch, должны в ближайшие четыре года достигнуть 93,3 млн баррелей. Для сравнения, стратегические запасы США в настоящее время превышают 695 млн баррелей. 

Кроме того, все большую роль на китайском рынке играют независимы нефтеперерабатывающие компании, которые получили возможность самостоятельно закупать сырье на международном рынке. Согласно официальным данным, квота для независимых НПЗ на закупку нефти за рубежом в этом году была увеличена до 1 млн баррелей в сутки (свыше 50 млн т/г). В ВМI Research полагают, что импорт нефти в Китай будет расти ежегодно на 3,2% и достигнет в 2020 г. 7,8 млн баррелей в сутки. 

Помимо двух этих факторов есть еще один, который будет стимулировать Китай увеличивать импорт нефти – падение собственной добычи, поскольку многие местные компании не могут работать рентабельно при таком низком уровне цен, отмечают специалисты исследовательской компании ISIS. Ожидается, что в этом году добыча Китая снизится на 1,5%, что увеличит зависимость страны от импорта, доля которого в объеме потребления нефти достигнет 62%. 

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует в 2016 г. рост спроса на нефть в мире более чем на 1 млн баррелей в сутки. В прошлом году потребление нефти выросло на 1,6 млн барр./сут., достигнув 94,5 млн барр./сут. И даже если прогноз МЭА считать завышенным – к чему склоняются многие участники рынка – тенденция роста потребления энергоносителей в мире очевидна. 

На фоне снижения добычи в США, ограниченного предложения со стороны Ирана и устойчивого роста спроса в странах Южной и Юго-Восточной Азии – прежде всего, в Китае – избыток предложения нефти будет ликвидирован в течении нескольких месяцев. Рынок станет сбалансированным, а это, в свою очередь, приведет к повышению нефтяных цен. 

Обсудить
Рекомендуем