Статья

ЛУКОЙЛ завершает модернизацию своих НПЗ в срок, в отличие от "Роснефти"

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 18 марта - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов на встрече с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым сообщил, что к середине года нефтяная компания полностью завершит программу модернизации НПЗ. Таким образом, ЛУКОЙЛ станет первой российской нефтяной компанией, которая полностью завершит модернизацию своих НПЗ. 

Соответствующие обязательства ЛУКОЙЛ и другие крупные нефтяные компании, приняли еще в 2011 году, когда вместе с ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом подписали соглашения о строительстве и реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей с целью выпуска моторного топлива высокого экологического класса. Соглашения между регуляторами и нефтяными компаниями, которые получили название четырёхсторонних, предусматривают строительство или модернизацию 99 установок, предназначенных для повышения качества моторного топлива, и 37 установок глубокой переработки нефти до 2020 г. 

По плану модернизации, с 1 января планировался запрет оборота моторного топлива ниже класса 5. Однако, не все компании смогли провести модернизацию своих заводов, чтобы обеспечить выпуск бензина класса 5 в достаточном объеме. С целью недопущения дефицита топлива на рынке было принято решение перенести запрет на более поздний срок.

ЛУКОЙЛ уходит в отрыв

На Волгоградском НПЗ готовится к пуску в эксплуатацию уникальная установка гидрокрекинга, которая позволит полностью прекратить выпуск темных нефтепродуктов – вакуумного газойля и мазута. Сейчас доля вакуумного газойля и мазута в структуре продукции волгоградского завода превышает 26%. По словам Алекперова, инвестиции ЛУКОЙЛА в данный проект превысили 150 млрд руб.

После запуска установки значительно увеличится выпуск светлых нефтепродуктов, прежде всего дизельного топлива класса 5. Продукция будет реализовываться в Южном федеральном округе и экспортироваться через Новороссийск в страны Средиземноморья. Для поставок дизельного топлива за рубеж "Транснефть" полным ходом ведет строительство продуктопровода "Юг", который соединит завод в Волгограде с новороссийским морским портом. 

Проект "Юг" реализуется при финансовом участии ЛУКОЙЛа, поскольку это позволит существенно сократить транспортные издержки. Согласно заявлениям руководства "Транснефти", мощность первой очереди – планируется завершить в 2018 г. – составит 8,7 млн т/г. К 2020 г. пропускная способность продуктопровода достигнет 11 млн т/г. Возможность выбора между внутренним рынком и экспортом позволит ЛУКОЙЛу гибко реагировать на изменение условий ведения бизнеса и получать прибыль от реализации продукции с высокой долей добавленной. 

После завершения модернизации Волгоградского НПЗ, глубина переработки на нем приблизится к 100% - показатель, который был достигнут на Пермском НПЗ, который также входит в ЛУКОЙЛ. Благодаря этому, средняя глубина переработки на российских заводах ЛУКОЙЛа станет выше, чем у других вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Для сравнения, средняя глубина переработки в России значительно ниже, и, по данным Минэнерго, составила 74,2% в 2015 г.

"Роснефть" среди отстающих 

Глава "Ростехнадзора" Алексей Алешин сказал 15 марта, что ряд нефтеперерабатывающих предприятий, в том числе принадлежащие "Роснефти", имеют проблемы с вводом в эксплуатацию установок вторичной переработки нефти. 

"Такие проблемы существуют на заводах компании "Роснефть" и на независимых нефтеперерабатывающих заводах – "ТАИФ НК", "Марийский НПЗ", "Новошахтинский ЗНП" и "Афипский НПЗ"", - уточнил Алешин.

Заявление главы "Ростехнадзора" вызывает недоумение и тревогу одновременно. "Роснефть" является владельцем 10 крупных НПЗ. Компании также принадлежит 50% завода "Славнефть – ЯНОС". В 2015 г. на эти НПЗ поступило свыше 84 млн т нефти – около 29% от общего объема сырья, направленного на нефтепереработку в России.

Кроме того, в конце прошлого года "Роснефть" официально сообщила о завершении "комплекса технико-технологических мероприятий", которые позволили перейти на выпуск для российского рынка только моторного топлива класса 5. 

Когда было принято решение о переносе запрета на использование моторного топлива ниже класса 5, представители "Роснефти" уверяли, что руководство компании к правительству с такой просьбой не обращалось. 

"Роснефть" – единственная ВИНК, у которой, по мнению главы "Ростехнадзора", возникли трудности с выполнением четырехсторонних соглашений. Остальные упомянутые компании являются независимыми нефтеперерабатывающими предприятиями. 

"К настоящему моменту в эксплуатацию введены 52 установки вторичной переработки нефти, предусмотренные четырехсторонними соглашениями. Строительство и реконструкция еще 17 установок, из которых 2 должны были быть введены в 2014 году, 15 установок – в 2015 году, не завершены." – заявил Алешин, не сообщив подробностей: на каких именно заводах не была завершена в срок модернизация производства. 

Срыв четырехсторонних соглашений может в очередной раз отложить на более поздний срок переход на моторное топливо класса 5 и значительно затормозить процесс модернизации российской нефтеперерабатывающей отрасли. 

Обсудить
Рекомендуем