МОСКВА, 8 апр – ПРАЙМ. Недавно бывший глава нефтяной компании Exillon Energy поменял амплуа и сменил статус нефтяника на банкира. Теперь он избран председателем совета директоров банка "Югра". О новых точках роста банка, о специфике работе со стартапами и о том, как банку удается сохранять высокий процент возврата кредитов, топ-менеджер рассказал в эксклюзивном интервью агентству "Прайм".
– Какие важнейшие задачи, на ваш взгляд, сейчас стоят перед банком?
– Первое важнейшее направление деятельности – помимо нефтяной отрасли, с которой банк уже давно работает, наладить сотрудничество с предприятиями из других секторов реального бизнеса. Нужно искать сегменты экономики, которые сейчас на подъеме, как военно-промышленный комплекс. Понятно, что там уже работают государственные банки, есть своя специфика и проблемы, но войти на этот рынок, думаю, мы также сможем. Я не банкир, а производственник. И моя задача – обеспечить эффективное взаимодействие банка с производством, чтобы не возникали нелепые ситуации, когда в банк приходят представители предприятий с интересными проектами, а здесь не способны до конца понять, насколько эти предложения выгодны и каковы риски в случае кредитования того или иного проекта.
– Почему вы считаете ставку на работу с компаниями реального сектора перспективной?
– Кризис не может продолжаться вечно – начавшись, он когда-нибудь обязательно закончится. Уже есть позитивные сигналы, и в обозримом будущем намечается промышленный рост. По данным Росстата, промпроизводство в годовом измерении уже вернулось к положительной динамике впервые с января 2015 года, поэтому в сегодняшней ситуации кредитовать реальный сектор экономики - это правильное решение. Я вижу, что деньги, причем каждый рубль, прекрасно работают в реальном секторе. И что особенно важно, они работают внутри России, а не выводятся за границу.
– Недавно банк заявил о том, что одним из новых направлений его работы будет кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ). Нет ли здесь противоречия с тем, что вы говорите по поводу стратегии поддержки крупных промышленных предприятий?
– Абсолютно никакого противоречия здесь нет. Более того, это взаимосвязанные стратегии. Президентом страны были даны указания крупным госкомпаниям привлекать к закупкам малый и средний бизнес, особенно в области инновационных проектов. Мы видим свою нишу в работе на стыке крупного и малого предпринимательства. Наша задача – поддержать рынки для МСБ, развить их за счет тендеров и закупок от госкомпаний и крупных предприятий. У нас большая региональная сеть, а именно региональные банки и являются оплотом и поддержкой бизнеса в регионах. За МСБ – большое будущее. Сейчас в России, по некоторым оценкам, насчитывается около 5,5 миллиона малых и средних предприятий, на долю которых приходится около 21% валового внутреннего продукта. А к 2030 году, как ожидается, эта доля возрастет до 45%.
– Какие сложности вы, как финансист, видите при работе с компаниями из сектора МСБ?
– Главная проблема– невозможность предоставить обеспечительный залог под кредит, и банки, даже если бы и хотели, не могут им такой кредит дать в силу действующих нормативов и инструкций по резервированию, рискам и пр. Но Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства предоставляет гарантии по залогу для малых и средних предприятий, которые и добавляют параметры надежности, ликвидности и платежеспособности, необходимые банкирам. Поэтому сотрудники нашего банка в составе рабочей группы при Федеральной корпорации МСБ и занимаются подготовкой новой документарной базы по кредитованию и гарантированию для малого и среднего бизнеса.
– В поисках новых корпоративных клиентов некоторые банки начинают кредитовать стартапы, как вы смотрите на этот сегмент?
– Многие стартапы – это перспективнейшие компании, которые уже сейчас разрабатывают революционные технологии и мы активно работаем с этим сегментом. Например, "Югра" поддерживает строительство в России заводов, работающих по технологии переработки попутного нефтяного газа в синтетические топлива – бензин и дизельное топливо - методом Фишера-Тропша. Причем, это топливо характеризуется высокими экологическими показателями (Евро-6 и выше). В мире такая технология применяется только двумя крупнейшими компаниями: Shell и Sasol, которые эксплуатируют три подобных установки.
Развитие этой технологии в РФ позволит успешно решить задачу по утилизации попутного нефтяного газа, то есть устранить серьезную экологическую проблему, и одновременно производить современные топлива.
– Работа с описанными вами точками роста наверняка потребует от банка и каких-то внутренних изменений, какими они будут?
–Для банка очень актуален вопрос администрирования. "Югра" сильно выросла за очень короткий период, и структурирование внутренних процессов, на мой взгляд, отстало от роста. Эту ситуацию предстоит исправить.
– Каким образом, несмотря на быстрый бурный рост, "Югре" удается сохранять высокий процент возврата кредитов? Это опыт или какие-то личные связи?
– Это просто хорошая работа сотрудников банка с клиентами. Задачи перед кредитными отделами стоят очень сложные. Их сотрудники должны лично знать своего заемщика, правильно оценивать его возможности, а кроме того, уметь настоять на своем, потребовать и добиться выполнения согласованных обязательств.
– Учитывая амбициозную программу роста, банку, наверняка, потребуются новые руководящие кадры. Где планируете их набирать?
– Лучше всего растить их изнутри, нежели набирать на стороне. А для этого надо работать с каждым сотрудником, лично общаться с ним, понимать его. Скажем, у меня такой принцип – я стараюсь запомнить каждого сотрудника, если и не по имени и фамилии, то уж в лицо обязательно. На прежней моей работе все знали, что ко мне можно всегда прийти, поговорить и решить свои вопросы. Постараюсь, чтобы и в банке было так же.
– Как вы относитесь к заявленной линии по сокращению в стране количества банков? Цифры называют разные – чаще говорят, что должно быть сто банков.
– Думаю, это верный курс, банков в России действительно слишком много. Хотя, если хорошенько подумать, страна у нас большая и экономике нашей нужны все-таки разные банки – и большие, и маленькие, – в зависимости от специфики стоящих перед ними задач. Если они работают честно, приносят прибыль, платят налоги, то, наверное, оснований для их санации найти будет не просто.
– На какие аспекты в деятельности «Югры» хотелось бы обратить внимание СМИ?
– Узнаваемость бренда "Югры" довольно высокая, банк работает с прибылью, имеет очень низкий процент просроченных кредитов, у него большой рост отделений по стране. За очень короткое время банк поднялся из третьей сотни в первую тридцатку. Это позитивные, серьезные достижения.
Уверен, что наши СМИ смогут сами отделить зерна от плевел, там работают хорошие профессионалы. А пожелать хочется одного: чтобы они проявляли побольше понимания того, что происходит в банке на самом деле, и поменьше руководствовались в своих выступлениях домыслами.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.