МОСКВА, 28 апр – ПРАЙМ, Наталья Карнова. Дефицит бюджета российских регионов после старта президентской предвыборной кампании в 2017 году может вернуться к рекордным уровням 2013 года, предупреждает Fitch Ratings.
Именно в 2013 года регионы стали ответственными за исполнение так называемых "майских указов" президента о повышении довольствия бюджетникам. В тоже время, в поисках новых доходов для федеральной казны, правительство несколько сократило размер доходной базы региональных бюджетов. Впрочем, в последние три года правительство и региональные власти ведут работу над исправлением ситуации и размер дефицита удалось сократить.
По данным Счетной палаты, в 2015 году он составил 191 млрд рублей. Для сравнения, дефицит консолидированного бюджета РФ за 2013 год, о возможности возвращения к которому предупреждают эксперты, составил 642 млрд рублей.
Сейчас только девять регионов являются "донорами" – это Москва и регионы с развитой нефтегазовой промышленностью. У остальных дефицит достигает разной степени глубины, которая определяется как местной спецификой и основными источниками дохода, так и величиной дотаций из федерального бюджета.
"По итогам 2015 г. цифры по итогам лучше, чем могли быть – дефицит бюджета регионов в 2015 году составил 0,2% ВВП. Конечно, без Москвы ситуация выглядела бы печальнее, но ожидания были еще хуже. На этот год Минфин ожидает роста дефицита до 0,5% ВВП или 400 млрд рублей", - рассказал главный экономист "Ренессанс Капитал" Олег Кузьмин.
Причины сложившейся ситуации эксперты связывают с экономической ситуацией в стране. "Предприятия налог на прибыль платят в основном в местный бюджет, а прибыль сокращается. Реальные доходы населения, за счет которых формируется, НДФЛ, полностью идущий в региональный бюджет, также падают. Как следствие, нарастание дефицита местных бюджетов", - рассуждает глава комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков.
По мнению старшего директора группы международные региональные финансы Fitch Ratings Владимира Редькина, опасности для региональных бюджетов можно условно разделить на краткосрочные и долгосрочные. "К первым относятся риски финансирования, которые являются следствием короткого профиля долга и общее давление на бюджетную систему вследствие кризиса. Ко вторым – сохраняющийся последние годы структурный дисбаланс на федеральном уровне, перекос вертикали межбюджетных отношений в сторону федерального бюджета", - сказал он.
2017 год несет бюджетам регионов дополнительные политические риски. В предвыборный год расходы растут всегда, в том числе, и те, которые были сдержаны искусственно в прошлом и текущем годах. Поскольку глобальных источников для резкого роста доходов не предвидится, а капитальные расходы никто не отменял, риск роста дефицита сохраняется, однако глобальных потрясений эксперты не ждут.
Однако у них остается по меньшей мере семь месяцев, в течение которых можно попытаться наладить ситуацию. По мнению Анатолия Аксакова, на фоне того, что состояние дел в экономике начало улучшаться, повод для оптимизма в отношении региональных бюджетов есть.
С точки зрения макроэкономики ситуацию улучшило бы снижение ключевой ставки ЦБ, что повысит шансы на увеличение кредитования экономики, получение оборотных средств и инвестиций, сказал он. Важно также развивать проекты, направленные на увеличение инвестиций – институты развития, фонды, корпорации, а также программу проектного финансирования ЦБ. Разумное использование этих инструментов вкупе с адресной помощью со стороны государства в виде выдачи займов на замещение коммерческих кредитов пойдет на пользу местным бюджетам.