МОСКВА, 29 апр - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Ведущие российские ритейлеры опубликовали отчетность за первый квартал текущего года, согласно которой они демонстрируют рост показателей. Наилучшим образом дела обстоят у X5 Retail Group, управляющей сетями магазинов "Перекресток", "Пятерочка" и "Карусель" – выручка группы выросла на 26,8%, что выше прогнозов аналитиков.
Выручка у "Ленты" увеличилась на 22,1%, но ее рост замедлился по сравнению с предыдущим кварталом.
Результаты "Магнита" разочаровали аналитиков: выручка выросла на 16,71%, в то время как EBITDA оказалась на 11% ниже консенсус-прогноза. Уменьшилась и чистая прибыль ритейлера. Эксперты Сбербанка CIB констатируют, что данные свидетельствуют о снижении рентабельности "Магнита" на фоне негативной динамики потребительского спроса.
В целом рост выручки сетевых ритейлеров происходит на фоне сокращения оборота розничной торговли на 5,4% за I квартал текущего года. Однако никакого парадокса здесь нет, уверены эксперты. Динамика продаж в физическом выражении, которую дает Росстат, и в денежном далеко не одно и то же, отмечает генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров.
"В рублевом выражении динамика оборота розничной торговли в I квартале продовольственными товарами выросла на 3,85%. Динамика показателей среднего чека по крупным сетям дает ту же картину – у "Магнита" в малых форматах рост на 0,6%, а в гипермаркетах снижение, у X5 рост на 3,3-4,8% к I кварталу 2015 года, у "Ленты" – в гипермаркетах на 1,4%", - сказал он.
Привлекательность для покупателей объектов федерального и регионального сетевого ритейла эксперты объясняют их ценовой и ассортиментной политикой, в том числе, различными промоакциями. Более низкая цена на полке достигается за счет закупок напрямую у производителей, а не через дистрибьюторскую сеть, а также оптимизацией расходов за счет централизации логистических операций, автоматизации управления ассортиментами и заказом товаров, а также стандартизации бизнес-процессов и обучения и повышения квалификации персонала. В результате сетевой ритейл демонстрирует более высокий уровень производительности труда.
Однако нельзя однозначно сказать, что сетевые магазины вытесняют всех остальных игроков рынка. Уходят те, кто предлагает ассортимент, который мало отличается от федеральных сетей по более высоким ценам. Напротив, магазины, предлагающие продукты, которые не представлены в федеральных и крупных региональных сетях (свежие и фермерские молочные и мясные продукты, рыба, выпечка, фрукты и овощи), напротив, развиваются очень динамично и зачастую перетягивают трафик у сетевых магазинов, открываясь рядом с ними. Эта ниша еще не занята и продолжит расти. Успешны – особенно в регионах – круглосуточные магазины.
Что касается "Магнита", то ухудшение динамики связано с существенно более значительным снижением доходов в небольших городах и поселках, где сосредоточена значительная часть магазинов сети, а также с усилением конкуренции в крупных городах, где динамично развиваются "Пятерочка" и "Дикси", а также в Южном федеральном округе.
"Магнит" вернул покупательский трафик в первом квартале после трех кварталов оттока покупателей, однако это было сделано за счет инвестиций в цены, что отразилось на рентабельности компании, отмечает аналитик по потребительскому сектору компании «Атон» Елизавета Лебедева. "Магнит" одним из последних ритейлеров стал инвестировать в цены, чтобы сохранить прибыльность, поэтому эти инвестиции оказались значительными. Тем не менее, компания ожидает, что по итогам года ей удастся немного восстановить рентабельность", - сказала она.
Аналитики воздерживаются от однозначных рекомендаций относительно покупки или продажи акций ритейлеров, отмечая, что все они заслуживают внимания, однако в краткосрочной перспективе не видят сильных катализаторов роста в целом по сектору.
По их мнению, 2016 год для российских ритейлеров будет объективно сложным, что скажется на их выручке. "Динамика продаж продовольственных товаров в апреле будет хуже, чем в марте. Федеральные и региональные сети вынуждены снижать наценку в рамках реализации агрессивных промоакций, которые необходимы для привлечения и удержания покупателей. Так, в сетевом ритейле доля продаж товаров в рамках промомероприятий динамично растёт и по итогам I квартала 2016 года превысила 30%", - отметил Михаил Бурмистров.
Единственный игрок, темпы роста выручки которого растут – X5 Retail Group, что происходит в основном благодаря обновленному формату «Пятерочки», считает Елизавета Лебедева из "Атона". По ее мнению, во втором полугодии замедление роста должно стабилизироваться за счет снижения эффекта высокой базы.