Статья

Государство не доверит мелким банкам бюджетные деньги

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 12 мая - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Правительство ужесточило требования к банкам, в которых размещаются госсредства из федерального бюджета, внебюджетных фондов, а также деньги госкомпаний и корпораций. Соответствующее постановление подписал премьер Дмитрий Медведев. 

Согласно документу, с 1 июля банки, размещающие госсредства, обязаны иметь генеральную лицензию ЦБ и минимальный капитал в размере 25 млрд рублей. Также они должны участвовать в системе обязательного страхования вкладов физлиц и не иметь просроченной задолженности по банковским депозитам. 

Государство также разрешает госкорпорациям размещать средства в банках с прямым или косвенным госучастием или участвующим в системе докапитализации через ОФЗ.  

Ранее власти уже обсуждали принятие подобного закона, но череда банкротств банков, где хранились в том числе государственные деньги, сделала эту тему еще более актуальной. Так, "Транснефть", бывшая клиентом Внешпромбанка и банка "Интеркоммерц", у которых регулятор отозвал лицензии в начале этого года, держала там более 19 млрд рублей. Сумма для компании некритична, считают эксперты, но сам факт потери денег неприятен для менеджмента. 

Доля государства в банковском фондировании за последние два года выросла вдвое. По данным РИА Рейтинг, за год с 1 апреля 2015 года по 1 апреля 2016-го в банковскую систему РФ из государственных источников (из федеральных, региональных, местных бюджетов и от госкомпаний) поступило порядка 53 трлн рублей. Но эти деньги не оседают на счетах, а используются в качестве оборотных средств при расчетах, сделках и тп. В целом темпы роста оборота госсредств обгоняют прирост активов банковской системы (9%). 

В то же время сокращение числа банков, обслуживающих государство и госкомпании идет в течение последнего года, отметил аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. В основном средства сосредоточены в госбанках, таких как Сбербанк и ВТБ. 

"Это видно по тому, как неравномерно распределена ликвидность по банковскому сектору. С одной стороны, у ЦБ есть депозиты, которые растут, т.е. банки размещают средства под 10% годовых, с другой – сохраняется РЕПО по фиксированной ставке 12%. Согласно статистике ЦБ, объем задолженности небольших банков перед регулятором снижается спустя некоторое время после того, как государственные средства приходят в госбанки", - пояснил эксперт. 

Это говорит о том, что распределение ликвидности, поступающей по бюджетному каналу через межбанк не происходит, она распределяется в мелкие и средние банки естественным путем, когда осуществляется фактическое расходование бюджетных средств прямыми получателями.

Эксперты отмечают, что нехватка ликвидности со стороны государства негативно отразилась на некоторых небольших банках, в ряде случаев дело дошло до отзыва лицензии. Но по большому счету это лишь стало триггером с учетом проблем, накопившихся в таких банках за долгое время. Те же кредитные организации, у которых серьезных проблем нет, остаются на плаву за счет того, что получают ликвидность через своих клиентов - частные компании, выполняющие или опосредованно связанные с госзаказами или бюджетной сферой. 

Займы на внешнем рынке в настоящий момент доступны лишь крупным банкам, у которых и без того нет проблем с ликвидностью. 

С другой стороны, большой объем средств банкам сейчас не нужен, поскольку кредитование не растет. На фоне повышенных рисков по кредитам и роста отчислений в резервы на возможные потери многие мелкие банки предпочитают просто сокращать объемы кредитования, констатирует Денис Порывай.

При этом эксперты отмечают, что доля госкомпаний в фондировании банковской системы сравнительно невелика. По данным ЦБ на конец 2015 года в банках хранилось 16,7 млрд рублей средств федерального бюджета, 63 млрд рублей прочих бюджетных средств и 0,7 млрд рублей внебюджетных фондов. На счетах госкомпаний находились 563,5 млрд рублей, валютные накопления в пересчете составляли 126 млрд рублей.

Для сравнения объем депозитов населения по итогам 2015 года составил более 30 триллионов рублей, то есть вряд ли можно говорить о каком-то существенному повышении конкуренции в связи с ужесточением требований, рассуждает зампредправления Локо-банка Андрей Люшин. "На долю кредитных организаций, не удовлетворяющих новым требованиям, приходился крайне незначительный объем из общего объема средств госкомпаний. Соответственно, по сути мало что меняется", - заключил он. 

Обсудить
Рекомендуем