Статья

Интернет-покупатели голосуют рублем против импортозамещения

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 18 мая - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Россияне за первый квартал текущего года совершили покупки в иностранных интернет-магазинах на 70 млрд рублей, что на 106% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Число почтовых отправлений в Россию при этом выросло почти втрое, до 48 млн посылок против 17 млн годом ранее, причем 90% из них приходит из Китая,  свидетельствуют данные исследования Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), GfK и "Почты России".

Авторы исследования связывают рост трансграничной торговли, прежде всего, с эффектом низкой базы. Годом ранее россияне резко сократили покупки в зарубежных интернет-магазинах на фоне обвала рубля. Однако сейчас тенденция изменилась, но не столько за счет роста платежеспособности, сколько из-за более широкого распространения интернета и сервисов для онлайн-покупок в регионы, отметил гендиректор E-commerce Solutions Ефим Алдухов. 

"Люди получили возможность в сжатые сроки прямо на дом заказывать товары из Китая по приемлемым ценам, тогда как раньше в их распоряжении был лишь местный вещевой рынок с гораздо более скромным ассортиментом", - пояснил он. 

В основном россияне покупают мелкую бытовую технику, аксессуары, электронику и одежду. Все это весьма недорогие товары. Средний чек покупки с AliExpress не превышает 700 рублей, а если смотреть по всем почтовым отправлениям, он вдвое выше – 1400 рублей. 

Объем заказов в российских интернет-магазинах за тот же период вырос всего на 3%. По мнению представителя E-commerce Solutions, это связано с тем, что российская электронная торговля ориентирована совсем на другой ценовой сегмент товаров и класс потребителей. Это скорее недешевые товары для среднего класса, спрос на которые в текущей экономической ситуации невысок. 

Кроме того, в отличие от российских ритейлеров, китайские интернет-магазины не платят в России ни налоги, ни таможенные пошлины, не несут затраты на сертификацию товаров. Поэтому могут предложить покупателю более низкую цену товара, добавила PR-директор АКИТ Людмила Игнатьева. "Во многих сегментах маржинальность бизнеса российских ритейлеров не превышает 20%, а в электронике – и 10%. В таких условиях конкурировать по цене с китайскими агрегаторами, которые продают китайские же товары, наши продавцы просто не могут", - сказала она.

Изменить ситуацию может снижение порога цены посылки, не облагаемой пошлинами, который сейчас составляет 1000 евро. Эта мера обсуждаются уже не первый год, однако законодатели не могут прийти к единому мнению на фоне разницы подходов к этому в ЕАЭС. Так, в Белоруссии пошлиной облагаются покупки дороже 22 евро, на этом настаивают и наши сторонники данной меры. В Казахстане, как и в РФ на данный момент, "порог отсечения" составляет 1000 евро, в других странах – 300-500 евро. 

Однако, согласно данным исследования, подавляющая доля покупок - дешевле 22 евро. Таких покупок было 60% в 2015 году. В 150 евро укладывается 95,5% всех покупок. Таким образом, если ограничение по сумме в 22 евро вступит в силу, большую часть покупок оно не затронет, коснувшись лишь ограниченного сегмента высококачественных и/или брендовых товаров, отмечают эксперты. 

В таких условиях, если иностранный интернет-ритейл в России останется в привилегированном положении и не начнет платить налоги, то российские продавцы, особенно мелкие и средние, будут терять свои доходы и постепенно уходить с рынка, уверены в ассоциации. Крупный же ритейл, чтобы сохранить маржинальность, будет выводить бизнес из России, как это уже делают многие компании, опасаются представители отрасли.

Обсудить
Рекомендуем