Статья

Зарплаты упали недостаточно для привлечения иностранных инвесторов

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 19 мая - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Средняя зарплата в России опустилась ниже 450 долларов в месяц и стала ниже, чем в Китае, посчитали аналитики Сбербанка. По их оценке, это позволило ряду компаний, имеющих заводы в России, начать экспорт продукции за границу или увеличить его. 

В качестве примеров эксперты приводят кировский завод бытовой техники Candy, который начал поставки в Европу, Австралию и Японию, а также петербургский автозавод Hyundai, начавший выпуск автомобилей для Египта. Есть и другие примеры удачного выхода на экспортные объемы - ставропольский завод "Монокристалл" стал крупнейшим производителем сапфировых стекол в мире благодаря Apple Watch. Примерно треть продукции российских заводов P&G уходит на границу, наращивают экспорт также L'Oreal, Unilever, Oriflame.

Однако эксперты считают, что резкого притока новых предприятий на территорию РФ не стоит ждать из-за санкций, имеющихся препятствий для инвестиций и неопределенности рынков сбыта на фоне общего спада экономики. 

"Для бизнеса дешевая рабочая сила всегда неплохо – это конкурентное преимущество, которое должно, в том числе, притягивать инвестиции. Однако надо иметь в виду, что высококвалифицированные сотрудники, являющиеся главной движущей силой развития предприятия, не хотят работать за низкую зарплату. Кроме того, снижение зарплаты влечет за собой и снижение покупательной способности населения, что является тормозом для экономики", - рассуждает глава комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков.

По его мнению, для развития экспортного потенциала промышленности необходима поддержка институтов государства, таких как Фонд развития промышленности, Российский фонд прямых инвестиций, ВЭБ, Корпорацию развития малого и среднего бизнеса и др. Высокотехнологичные направления целесообразно сконцентрировать в одних руках, будь то Фонд Сколково, Фонд поддержки иноваций или Роснано, или какая-то другая структура. Необходимо задействовать и специальные средства Центробанка, которые сейчас лимитированы и используются недостаточно эффективно, добавил он.

По мнению ведущего экономиста Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)  Игоря Полякова, низкие зарплаты – фактор сильный, но недостаточный для того, чтобы стимулировать развитие бизнеса и выход его на новые экспортные уровни. "Необходимо и уменьшение административных барьеров, и быстрое обеспечение предприятий финансами, и грамотный менеджмент. Кроме того, на многих рынках сильна конкуренция со стороны того же Китая, который давно и прочно завоевал позиции и не готов ими делиться", - сказал он. 

Кроме того, даже на фоне снизившихся в валютном выражении зарплат в нашей стране достаточно проблематично организовать потогонное конвейерное производство по принципу аналогичных, действующих в странах третьего мира, или вывести на территорию РФ все "грязное производство" с территории Европы и даже соседнего Китая, считает первый вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Павел Сигал. 

"Это невозможно, во-первых, в силу наличия развитого трудового законодательства, защищающего права населения, занятого в производстве, и законов, ограничивающих предприятия в сфере возможного причинения ущерба природным ресурсам. Собственно, именно слабое развитие этих правовых институтов на протяжении долгого времени стимулировали развитие промышленного производства, в том числе, и в Китае", - сказал он.

Однако западный бизнес, который уже имеет в стране работающие подразделения, может развивать экспорт. Прежде всего, это автомобильные компании, локализованные в России  – Ford, Hyundai, Renault и др. 

По оценке экспертов, российские автозаводы могут производить 3 млн автомобилей в год, но из-за спада спроса их выпускается вдвое меньше. По итогам 2015 года экспорт автомобилей Lada составит около 30 000 шт. Возможности для увеличения этого объема есть, поскольку на данный момент производимые в РФ автомобили существенно дешевле иностранных аналогов из-за девальвации рубля, рассказали в аналитическом агентстве "Автостат". "Экспорт все равно нарастает, но плавно, поскольку встраивание в другие рынки происходит небыстро, да и спрос диктует свои реалии", - отметили в агентстве.   

В целом сбыт таких товаров, как машины, химическая продукция, бытовая химия, техника, косметика и т.п. мог бы вырасти при грамотном подходе на 10-15%, считает Игорь Поляков из ЦМАКП. Рынки для этих товаров – страны Азии, Африки и Ближнего Востока. На рынках Южной Америки российские товары народного потребления вряд ли будут успешны из-за слишком высоких транспортных расходов. 

При этом такие товарные группы, как текстиль, обувь и высокотехнологичная электроника пока не являются нашими сильными сторонами. Лидерами по их производству являются другие страны, чьи технологии давно впереди, и догнать их на текущем этапе сложно.

Обсудить
Рекомендуем