Статья

Правительство хочет вылечить "пенсионную недостаточность" за счет бизнеса

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 27 мая - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Премьер Дмитрий Медведев констатировал некоторое снижение зависимости Пенсионного фонда РФ от трансферта из федерального бюджета за последние годы. Для поддержки этой тенденции глава правительства призвал увеличивать поступление в фонд средств от страховых сборов и других внебюджетных источников. 

По оценке Ассоциации профессиональных актуариев, доля трансферта в ПФР в расходах федерального бюджета действительно уменьшилась с 29,2% в 2010 году до 19,5% в 2015 году. Доля бюджетных средств в расходах ПФР также сократилась с 62% в 2010 году до 39% в 2015 году. 

Однако эксперты отмечают, что это связано не с совершенствованием пенсионной политики, а с тем, что пополнение бюджета ПФР сейчас идет за счет активных трудоспособных граждан 1967 года рождения и моложе. В настоящее время работодатель отчисляет в ПФР по 22% от зарплаты каждого работника, которые идут на выплаты действующим пенсионерам. Ранее до 6% из этих 22-х можно было направить на формирование накопительной пенсии, однако с 2014 года из-за кризиса на это наложен мораторий. 

Несмотря на это, в абсолютном выражении расходы бюджета на покрытие дефицита ПФР за эти три года увеличились с 2,41 трлн рублей в 2014 году до 3 трлн рублей в 2015 году и 3,18 трлн рублей по плану на 2016 год. 

Денег в ПФР не хватает из-за того, что на одного пенсионера приходится всего два трудящихся, да и те нередко работают по "серым" схемам с низкой официальной зарплатой. По оценкам Минтруда, речь идет примерно о 20 млн работающих граждан России.

Однако повышение ставок отчислений в Пенсионный фонд нереально, поскольку это станет ударом по бизнесу, особенно малому и среднему, уверен глава комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков. "Наиболее приемлемыми сейчас я вижу два варианта – повышение уровня легализации доходов и рост зарплат, что приведет к увеличению отчислений. Судя по всему, власти склонятся к первому и займутся улучшением администрирования зарплатных схем, но в нынешней ситуации это даст небольшой эффект, поскольку никаких кардинальных новаций в течение года-двух ввести невозможно", - рассуждает он. 

По его мнению, необходимо либо уравнять взносы в ПФР (сейчас зарплаты свыше 700 тысяч рублей облагаются по ставке 10%, тогда как остальные – по 22%), либо вовсе отказаться от накопительной системы с переходом к распределительной. Причем ставка должна быть ниже 22%, но выше тех 16%, которые сейчас возможны по закону с учетом выплат в накопительную часть. 

Эксперты предлагают также стимулировать предприятия не уводить зарплаты "в серую" путем создания гибкой системы налогообложения в зависимости от размера и индивидуальных характеристик бизнеса. Где возможно, стоит предложить налоговые стимулы, а где-то и штрафы.

В большинстве развитых стран одновременно с государством граждане сами обеспечивают себе пенсию. Для этого существуют всевозможные накопительные схемы, которые до кризиса пытались развивать и у нас, и, по мнению экспертов, в условиях старения населения России они были бы максимально эффективны. 

"Необходимо отменить мораторий на формирование россиянами младше 1967 года рождения накоплений на собственную пенсию в рамках обязательной системы. Эти деньги инвестируются в реальную экономику и приносят доход. И тогда, уже через 7-10 лет, когда на пенсию будут уходить первые поколения, участвующие в обязательной накопительной системе, она начнет балансировать и солидарно-распределительную, сокращая дефицит в последней" – поясняет председатель Совета Ассоциации Негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергей Беляков. 

По мнению доцента кафедры управления, рисками, страхования и ценных бумаг РЭУ им. Г.В.Плеханова Юлии Финогеновой, возможен, в частности, перевод в корпоративные пенсионные программы на базе НПФ граждан, в основном, молодых и имеющих менее половины нужного количества специального стажа. 

"Кроме того, необходимо пересмотреть списки работников, имеющих право на досрочные пенсии, льготы по взносам в ПФР для ряда предприятий (например, для малого неторгового бизнеса, IT-предприятий, СМИ). Важно также изменить порядок отчислений индивидуальных предпринимателей (ИП) в страховые фонды (в том, числе и в ПФР) при помощи единой формулы не предполагающей дифференциацию их доходов и постепенно увеличивая повышающий коэффициент к МРОТ", - отметила она. 

Альтернатива росту ставок взносов в ПФР со стороны работодателей или населения  – повышение пенсионного возраста с нынешних 55-60 лет. Минэкономразвития считает необходимым увеличить его до 63 или 65 лет для обоих полов. Однако, по мнению помощника президента Андрея Белоусова, такое повышение создаст дополнительную нагрузку на рынок труда в виде "лишних" 10 млн человек к 2025 году. Так что эта идея тоже нуждается в обсуждении. 

Обсудить
Рекомендуем