СПРАВКА: Катастрофа самолета Ту-134 в Карелии 20 июня 2011 года

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 20 июн - ПРАЙМ. Пять лет назад самолет Ту-134 авиакомпании "РусЭйр" разбился недалеко от аэропорта Петрозаводска.

Ниже приводится справочная информация.

20 июня 2011 года поздно вечером пассажирский самолет Ту-134 авиакомпании "РусЭйр", совершавший чартерный рейс из Москвы в Петрозаводск (Карелия), разбился при заходе на посадку в 700 метрах от взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта Петрозаводска.

На борту находились 52 человека: 43 пассажира (из них пять детей в возрасте от двух до двенадцати лет), четыре члена летного экипажа, три бортпроводника, два авиатехника.

Среди пассажиров на борту находились гражданин Швеции, гражданин Нидерландов, двое граждан Украины. Также самолетом летела семья из четырех человек, имеющих двойное гражданство - России и США. Остальные пассажиры - жители различных регионов России.

При крушении самолета погибли 44 человека, еще трое из восьми пострадавших позже скончались в больницах.

Выжить удалось бортпроводнице и четырем пассажирам - троим москвичам и сахалинской школьнице.

В соответствии с расписанием 20 июня 2011 года должен был выполняться регулярный рейс по маршруту Домодедово – Петрозаводск - Домодедово на воздушном судне CRJ-100/200 авиакомпанией ЗАО АК "РусЛайн". Но по причине большого пассажиропотока компания "РусЛайн" была вынуждена отменить регулярный рейс, вместо него выполнялся чартерный рейс на самолете Ту-134 авиакомпанией "РусЭйр" (ныне "Атлас Джет").

Самолет Ту-134 вылетел из Домодедово (Москва) в 22.30 мск и должен был приземлиться в аэропорту Бесовец города Петрозаводска в 00.04 мск.

Однако в условиях плохой видимости при заходе на посадку на ВПП аэродрома Петрозаводска самолет уклонился вправо и ниже заданной траектории снижения и аварийно сел на трассу Петрозаводск - Суоярви. При посадке на скорости около 290 километров в час самолет задел деревья по обочинам дороги и накренился на правый борт. Первое столкновение самолета с деревьями произошло в 23.40 мск. Пролетев еще 510 метров, лайнер столкнулся с бруствером дороги практически в перевернутом положении (крен более 90 градусов), разрушился и загорелся. При движении самолет повредил деревья на участке протяженностью около 500 метров, разорвал линию электропередачи.

Пожар, возникший на месте остановки самолета, привел к уничтожению большей части обшивки фюзеляжа и полному выгоранию пассажирского салона самолета. Фрагменты самолета разбросало почти на 300 метров.

Первыми на месте катастрофы оказались обычные люди, ехавшие в это время по трассе Петрозаводск-Суоярви, и жители близлежащего дачного поселка. Самолет упал всего в 200 метрах от жилых домов. Они оказывали помощь людям до приезда медиков.

Отряды спасателей и пожарных прибыли через 15 минут. Всего к ликвидации последствий катастрофы было привлечено 325 человек и 58 единиц техники, в том числе от МЧС России - 218 человек и 30 единиц техники. 23 июня руководство МЧС России наградило медалями, памятными часами и формой МЧС девятерых жителей Карелии и троих пожарных, участвовавших в спасении пострадавших в авиакатастрофе под Петрозаводском. Семеро из них награждены медалями "За отвагу на пожаре", пятеро - "За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации".

22, 23 и 24 июня в Карелии были объявлены траурными днями по жертвам авиакатастрофы.

В соответствии с Воздушным кодексом РФ были определены страховые выплаты, которые должна была выплатить авиакомпания "РусЭйр", родственникам погибших - по два миллиона рублей, а пострадавшим - по одному миллиону рублей. Кроме того, правительство Карелии приняло решение о выделении родственникам погибших по одному миллиону рублей, а пострадавшим - по 500 тысяч рублей.

В сентябре 2011 года Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал отчет о крушении Ту-134 под Петрозаводском.

По заключению МАК, причиной катастрофы самолета Ту-134 при заходе на посадку в условиях, хуже метеорологических минимумов аэродрома, явилось непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, что привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете.

Кроме того, экипажу был предоставлен неправильный прогноз погоды в Петрозаводске, а штурман находился в состоянии легкого алкогольного опьянения. Одним из способствующих катастрофе факторов стало неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами со стороны командира судна при выполнении захода на посадку, выразившееся в "подчинении деятельности командира воздушного судна штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в легкой степени алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления воздушного судна на конечном этапе аварийного полета", говорится в сообщении МАК.

Уголовное дело по факту жесткой посадки самолета Ту-134 в Карелии было возбуждено 21 июня 2011 года. В качестве обвиняемых по уголовному делу были привлечены начальник управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Эдуард Войтовский, заместитель генерального директора автономного учреждения Республики Карелия "Аэропорт Петрозаводск" – начальник аэропорта Владимир Шкарупа и исполнявший обязанности начальника авиационной метеорологической станции автономного учреждения Республики Карелия "Аэропорт Петрозаводск" Владимир Пронин.

Войтовский обвиняется в совершении преступления, предусмотренного части 3 статьи 293 УК РФ (халатность). Шкарупа и Пронин обвиняются по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

В рамках расследования уголовного дела было установлено, что причиной авиакатастрофы стали системные ошибки, допущенные тремя членами экипажа воздушного судна, а также наземными службами.

Следователи установили, что метеорологическое обеспечение полета воздушного судна было организовано сотрудниками аэропорта Петрозаводска Владимиром Шкарупе и Владимиром Прониным с нарушением правил безопасности полета и эксплуатации воздушного транспорта.

В свою очередь начальник управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Федерального агентства воздушного транспорта Эдуард Войтовский с нарушением требований выполнял функции по обязательной сертификации. В результате этого метеорологическое обеспечение полетов на аэродроме проходило с использованием приборов, запрещенных к эксплуатации и без полного комплекта оборудования для наблюдения за видимостью при взлете и посадке.

В марте 2013 года уголовное дело в отношении обвиняемых было направлено с обвинительным заключением в Генеральную прокуратуру.

В июле 2015 года Генпрокуратура утвердила обвинение и направила уголовное дело в Прионежский районный суд Республики Карелия для рассмотрения по существу.

27 августа 2015 года суд начал рассмотрение уголовного дела. В качестве потерпевших признаны более 60 человек, свидетелей – свыше 160 человек.

Уголовное дело в отношении членов экипажа было прекращено следствием в связи с их гибелью.

В сентябре 2012 года бортпроводница Юлия Скворцова, выжившая в авиакатастрофе, обратилась в Тверской суд Москвы с иском к авиакомпании "РусЭйр" и страховой компании, в которой она была застрахована как работник. В декабре суд постановил взыскать с авиакомпании один миллион рублей в качестве компенсации Скворцовой.

20 июня 2012 года на месте крушения самолета открылся мемориал в память о жертвах авиакатастрофы. Автором проекта мемориального комплекса стал карельский художник Александр Ким. Памятник состоит из трех частей: хвоста самолета, взрыва от падения и стелы с символическим изображением 47 птиц, летящих в небо. У мемориального комплекса установлены чугунные плиты с именами всех жертв авиакатастрофы.

В том же году на станции Деревянка в Прионежском районе Карелии состоялось открытие и освящение часовни имени великомучеников Любови, Георгия и Анастасии. Средства на ее строительство выделил бизнесмен Игорь Осипов, чья жена и дети погибли в авиакатастрофе.

Обсудить
Рекомендуем