Создание Каспийского хаба под угрозой

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 24 июн – ПРАЙМ. Первый заместитель министра по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов высказался за создание Каспийского транспортно-логистического хаба на базе Махачкалинского порта. По мнению замминистра, в последние году в Махачкалинском порту отмечается "рост объема международного товарооборота". Особые надежды возлагаются на увеличение товарооборота с Ираном после снятия международных санкций с этой страны. 

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в конце прошлого года также подчеркивал необходимость развития порта г. Махачкала, поскольку это единственный незамерзающий порт России на Каспии, который способен обеспечить "зеленый коридор" для торговли между Россией и Ираном. 

Однако, ситуация, сложившаяся в Махачкалинском порту, может привести к срыву намеченных планов. В настоящее время мощность терминалов в порту составляет 10,9 млн т/г: 7 млн т/г для перевалки наливных грузов, 3,4 млн т/г – для сухих грузов, 0,5 млн т/г – для зерна. 

Данные мощности остаются незагруженными, поскольку сокращаются объемы поставки – прежде всего нефти – которые направляются в Махачкалу. По данным Ассоциации морских и торговых портов (АСОП) за январь – апрель этого года грузооборот Махачкалинского порта сократился на 17,1% по сравнению с тем же периодом 2015 г, составив всего 1,2 млн т. Основная причина – растущие потери при перевалке нефти из танкеров в резервуары на терминале "Дагнефтепродукта", о чем неоднократно жаловались грузоотправители и неоднократно заявляли эксперты. Кроме того, представители "Ченомортранснефть" – регионального подразделения "Транснефти" – отмечали существенное снижение качества нефти, которая поступает из резервуаров "Дагнефтепродукта" в систему магистральных трубопроводов для дальнейшего экспорта через Новороссийск. 

Проблемы в Махачкалинском порту уже привели к снижению поставок нефти по маршруту Махачкала – Новороссийск. С 2013 г. по настоящее время ЛУКОЙЛ сократил перевалку нефти в Махачкале почти в два раза, перенаправив объемы в Азербайджан для прокачки по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан. Иностранные компании, работающие в Туркменистане, также заявляют о готовности отказаться от услуг Махачкалинского порта. 

Эксперты в области транспорта и логистики, а также аналитики нефтегазовой отрасли уверены, что бездействие республиканских властей по отношению к ситуации на терминалах "Дагнефтепродукта" ведет к полному прекращению поставок нефти через Махачкалу, потере транзитных объемов, а также может свести на нет усилия правительства Дагестана и министерства по делам Северного Кавказа, направленные на создание международного транспортно-логистического хаба на Каспии. 

Обсудить
Рекомендуем