МОСКВА, 14 июл - ПРАЙМ, Наталья Карнова. "Русгидро"
В "Русгидро" пояснили, что компания рассматривает различные варианты его потенциальной реализации. "Мы ожидаем более четкого понимания от японской стороны перспектив проекта и его технических параметров. Пока нет понимания по потенциальному спросу и механизмам возврата", - уточнили в пресс-службе.
Таким образом, проект энергомоста, обсуждавшийся еще с 2000 года и "всплывший" на ПМЭФ в этом году после общения с японскими бизнесменами в очередной раз откладывается в долгий ящик. Между тем, заинтересованность в нем есть – после аварии на АЭС Фукусима Япония остановила большинство атомных реакторов и нуждается в поставках электроэнергии извне.
"Россия, в силу своего географического положения и в силу значительного неиспользованного гидропотенциала на Дальнем Востоке, кажется гипотетически подходящим в этом вопросе партнером", - допускает в этой связи Владимир Скляр из Renaissance Capital.
Однако в настоящее время импорт электроэнергии в Японию запрещен, и вопрос его разрешения необходимо прорабатывать на межправительственном уровне.
Проекты энергомостов достаточно незамысловаты в техническом плане, но капиталоемки и требуют времени для реализации, пояснил Владимир Скляр. Окупаемость таких проектов измеряется десятилетиями, и здесь важно оператору моста понимать, есть ли гарантированный спрос на такую электроэнергию и достаточно ли мощностей на российской стороне.
Помимо прочего, доступ к иностранным технологиям и инвестициям тут жизненно необходим – и как это будет обеспеченно в режиме санкций, не до конца ясно. Поэтому на вопрос, когда этот проект может быть реализован, ответа нет. Такие проекты зачастую политические и на них уходят десятилетия. Яркий пример – проекты по экспорту электроэнергии в Китай, которые обсуждаются еще с 1993 года, но полноценно масштабного уровня, соизмеримого с возможностями экономики Китая, так и не достигли, отметил эксперт.
Ранее сообщалось, что затраты на подобный проект могут составить до 6 млрд долларов, а поставки в Японию будут осуществляться с расположенных на Сахалине Ногликской ГТЭС, Сахалинской ГРЭС, строящейся Сахалинской ГРЭС-2, Южно-Сахалинской ТЭЦ. Кроме того, в перспективе могут быть задействованы расположенные на материке Комсомольская ТЭЦ 1-3, Амурская ТЭЦ, Майская ГРЭС.
Вместе с тем, проект может быть выгодным в долгосрочной перспективе в случае строительства новых эффективных генерирующих мощностей, ориентированных на экспорт, констатируют эксперты. Дать окончательную оценку без раскрытия его деталей и цен на электроэнергию невозможно, но однозначно, что в случае успешной работы улучшится энергосистема на Дальнем Востоке, появятся новые рабочие места и увеличится прибыль компании-оператора, а, значит, налоги в местные бюджеты.
"Русгидро" сейчас является основным собственником генерирующих объектов на Дальнем Востоке, однако в строительстве новых генерирующих объектов могут поучаствовать и другие компании, например Интер РАО, допускает аналитик Газпромбанка Матвей Тайц.
Если учесть, что ИнтерРАО обладает монополией на экспорт электроэнергии из РФ, то можно предположить, что она тоже будет привлечена к управлению энергопотоками в Японию. Свои проекты поставки энергии в Японию предлагали "РАО ЭС Востока" и "Россети", поэтому не исключено, что их участие в проекте – если он все же будет реализован - также возможно.