АНОНС - Вопросы и надежды второго ВЭФ: от возможностей к конкретным проектам

Читать на сайте 1prime.ru

ВЛАДИВОСТОК, 1 сен /ПРАЙМ/. Тайфун Лайнрок, прошедший по Приморью, не помешал политикам и бизнесменам собраться на острове Русский во Владивостоке для участия во Втором Восточном экономическом форуме (ВЭФ), который пройдет 2-3 сентября.

Основным лейтмотивом форума станет поиск благоприятных условий и интересных проектов для инвесторов, готовых вложиться в Дальний Восток. На сегодняшний день готово к подписанию более 130 соглашений на сумму около 1 триллиона рублей. При этом в рамках ВЭФ планируется обсудить проблемы развития практически всех отраслей экономики и социальной сферы в этом макрорегионе.

Специальными гостями на форуме станут инвесторы из Японии, Республики Корея, Китая, а также из Германии. Для них придуман отдельный формат - бизнес-диалог, в рамках которого компании попытаются найти новые проекты и идеи для сотрудничества. Также на форум приедут делегации Индии, Вьетнама, Австралии, США, Сингапура и других стран. Среди подтвержденных участников - руководители 240 российских и 207 иностранных компаний, на форуме зарегистрировано около 3 тысяч гостей из 35 стран мира, что в полтора раза больше, чем на первом ВЭФ в 2015 году.

"В течение года рассчитываем достичь объема привлеченных инвестиций в регион в 2 триллиона рублей", - озвучил недавно амбициозные планы глава Минвостокразвития Александр Галушка.

РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

В настоящее время развитие Дальнего Востока является одним из ключевых приоритетов внутренней политики России. Планируется, что к 2021 году в ДФО появится около 80 тысяч новых рабочих мест, в регионе создано 13 территорий опережающего развития (ТОР), в них заявлено к реализации более 140 инвестиционных проектов.

ТОР на Дальнем Востоке - это десятки тысяч гектаров земли, которые предлагаются потенциальным резидентам. Инвесторы, ставшие резидентами, получат в ТОР не только необходимую инфраструктуру, но и налоговые льготы, упрощенные условия ведения бизнеса и специальные механизмы защиты их прав.

Вместе с тем улучшение деловой активности в первую очередь зависит от позиции местных властей. Ни один из девяти дальневосточных регионов не вошел в двадцатку лидеров по результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

По-прежнему, несмотря на большие запасы сырья и богатые ресурсы, невелика доля ДФО в общем объеме экспорта России - в 2015 году она увеличилась до 6%, в первой половине 2016 года - до 6,9%; в несырьевом экспорте - до 3,3% и до 3,7%, соответственно, свидетельствуют данные аналитиков Российского экспортного центра.

ТРАСНПОРТ И ИНФРАСТРУКТУРА

Основной причиной, почему регионы ДФО не попали в топ рейтинга состояния инвестклимата, гендиректор Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Петр Шелахаев считает низкие оценки по развитости инфраструктуры.

Действительно, на Дальнем Востоке есть ряд крупных месторождений полезных ископаемых, есть много возможностей для создания перерабатывающих мощностей, для экспорта, однако реализовать их не только непросто, но и крайне дорого. Участники форума, например, обсудят, сколько средств потребуется вложить в сети и подъездные пути для освоения месторождений золота, титана, редкоземельных металлов, угля и углеводородов; какие объекты железнодорожной, портовой и трансграничной инфраструктуры на Дальнем Востоке обладают инвестиционным потенциалом.

Отдельная стратегическая сессия будет посвящена новой экономической модели Северного морского пути (СМП) - транспортной магистрали, связывающей воедино арктические территории России, и являющейся коридором между Азией и Европой.

Замглавы Минвостокразвития РФ Кирилл Степанов ранее заявлял, что оптимальной концепцией развития СМП будет государственно-частное партнерство. Министерство планировало провести ряд переговоров с отечественными и зарубежными бизнесменами, чтобы привлечь их к реализации этого масштабного проекта. Галушка ранее заявлял, что Россия предложила Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций принять участие в проекте развития Северного морского пути, банк этот проект заинтересовал.

По мнению министра транспорта РФ Максима Соколова, результаты всех обсуждений лягут в основу развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и станут надежным подспорьем для налаживания экономических связей с азиатскими партнерами.

ЭНЕРГЕТИКА

В регионе уже реализуется целый ряд проектов с участием крупнейших нефтяных и газовых компаний РФ. Однако в АТР наблюдается стремительный рост спроса на энергию, в силу чего каждая из его стран стремится к диверсификации энергетических поставок.

Российский Дальний Восток имеет естественные конкурентные преимущества, которые могут быть реализованы в совместных энергетических проектах. Один из них - создание энергетического кольца между Россией, Японией, Кореей, Китаем и Монголией.

В среднесрочной перспективе могут быть реализованы проекты строительства новых газопроводов и отдельных энергомостов между сетевыми комплексами стран АТР.

Минэнерго РФ ранее сообщало, что "Русгидро" совместно с японской компанией Mitsui готовит финансовую модель проекта энергомоста Россия-Япония, результаты работы планируется рассмотреть как раз на полях ВЭФ.

Не обойдут стороной участники форума и вопросы развития альтернативной и локальной энергетики на Дальнем Востоке. Эти проекты особенно актуальны для региона, учитывая удаленность большого числа населенных пунктов от единой энергетической системы.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

В рамках ВЭФ планируется подписание соглашения с участием Внешэкономбанка и правительства Хабаровского края о создании лесопромышленного кластера, в состав которого могут войти более 20 участников, включая крупнейшие лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия региона, а также организации, обеспечивающие финансовую, организационную, транспортную, образовательную и научную инфраструктуру.

Планируются и отдельные сессии по инвестпроектам в агропромышленном комплексе. Свои первые проекты на форуме представит Российско-китайский фонд агропромышленного развития, созданный при участи Фонда развития Дальнего Востока. Капитал агрофонда составит до 10 миллиардов долларов. С российской стороны ведутся переговоры об участии в проектах фонда со всеми компаниям, работающими на Дальнем Востоке. Это и группа компаний "Русагро, и "Мерси трейд", являющаяся якорным инвестором территории опережающего развития "Михайловская" в Приморском крае, и одно из крупнейших предприятий в регионе "Амурагроцентр" по переработке зерновых и бобовых культур.

Отдельная сессия будет посвящена рыбной отрасли - ведь Дальний Восток на 82% формирует ресурсную базу российского рыболовства в России. Ежегодно в Дальневосточном бассейне добывается более 3 миллионов тонн водных биоресурсов. Интересные условия для инвесторов создает решение властей РФ о предоставлении 20% этих ресурсов в обмен на строительство новых судов и организацию новых перерабатывающих производств на российском берегу.

Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта планирует найти инвесторов для завода по глубокой переработке рыбы и предприятий по выращиванию атлантического лосося и моллюсков, сообщил РИА Новости гендиректор агентства Петр Шелахаев.

Инвесторов может заинтересовать и проект агентства по строительству завода запчастей для иностранных автомобилей, снятых с серийного производства.

По словам главы портала взаимной торговли стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и стран БРИКС "Глобал Рус Трейд" Анны Нестеровой, форум может стать толчком к решению ряда актуальных вопросов. Так, в ходе форума экспортеры смогут наладить контакт и сотрудничество с торговыми домами и торговыми представительствами, созданными в рамках ТОР. "В дальнейшем эти институты помогут компаниям заключить контракты на сбыт, найти свою нишу на зарубежных рынках и закрепиться на них", - отметила она.

Обсудить
Рекомендуем