МОСКВА, 9 авг – ПРАЙМ. Газпромбанк является один из крупнейших игроков рынка государственно-частного партнерства (ГЧП). Почему банк продолжает развивать этот бизнес несмотря на его низкую маржинальность, как меняется отношение потребителей к платным дорогам и почему ГЧП – это оптимальный инструмент для финансирования медицинских проектов в интервью агентству "Прайм" рассказал директор Центра ГЧП Газпромбанка Алексей Чичканов.
- Как себя чувствует сегмент проектов по государственно-частному партнерству на фоне кризиса?
- Рынок растет минимум на 50% в год. В текущей ситуации федеральный и региональные бюджеты действительно испытывают трудности с финансированием строительства инфраструктуры. В такой ситуации ГЧП – это именно тот механизм, который позволяет решать эти сложности благодаря привлечению новых инвесторов. К такой форме партнерства все активнее проявляет интерес и крупный бизнес. Доступ к госзаказу усложняется, рынок становится все более конкурентным и многие строители начинают рассматривать себя в качестве инвесторов-концессионеров.
- Какой объем ГЧП-кредитов в портфеле Газпромбанка?
- У нас сейчас в портфеле проекты общей стоимостью около 140 млрд рублей. Большинство из проектов уже в стадии строительства. Мы рассчитываем каждый год добавлять в портфель по три-четыре новых проекта и к 2018 году удвоить объем портфеля в денежном выражении.
- Какие проекты чаще всего реализуются в формате ГЧП?
- Сейчас такие проекты можно разделить на три группы. Первая – транспортная инфраструктура: дороги, мосты, туннели, развязки, виадуки над железными дорогами. Большинство проектов в области ГЧП относится именно к этой группе.
Вторая группа – проекты, связанные с медициной и социальной инфраструктурой (образование и т.п.).
Третья – проекты по развитию жилищно-коммунального хозяйства: водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, проекты в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
- Как работают медицинские проекты и каким образом они окупаются?
- Подобные проекты также делятся на две категории. К первой относятся проекты с платой за доступность, которые полностью зависят от регионального бюджета. В таких проектах инвесторы создают больницы или другие медицинские объекты и потом передают их в управление региону, взамен получая компенсацию своих расходов из фонда медицинского страхования и регионального бюджета. Удобство этой модели в том, что региональным властям не нужен сразу полный объем средств под реализацию проекта. По этой схеме уже структурировано несколько проектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Вторая бизнес-модель – это полноценное привлечение частного оператора, который не только финансирует стройку, но и обеспечивает последующие медицинские услуги. В этом случае необходимы серьезные расчеты и оценки, насколько такой проект окупаем. Таких проектов крайне мало, поскольку они почти не могут работать без государственной поддержки в том или ином объеме.
- Чем такая форма взаимодействия отличается от того, как если бы региональные власти напрямую привлекли у вас кредит под какой-то проект?
- Заемщиком в такой схеме становится проектная компания, а не региональные власти. В ГЧП-модели риски невыполнения проекта ложатся не на регион, а на партнера-инвестора, который вкладывает собственные средства и крайне мотивирован на получение результата. И лишь когда проект реализован, регион начинает выплачивать плату за доступность.
- Под какие ставки вы кредитуете ГЧП-проекты?
- Это зависит от самого проекта, региона, где он реализуется, бизнес-модели и ряда других факторов. В среднем, ставка определяется как ключевая ставка ЦБ плюс 3-5%-премии. Есть проекты, которые поддерживаются по специальной правительственной программе по проектному финансированию. Если проект попал в этот список, он может привлечь средства под 11% годовых.
- Где банк привлекает финансирование под ГЧП-проекты?
- Это обычное рыночное фондирование банка.
- Получается ГЧП- это низко-маржинальный бизнес.
- Так и есть. Но такие проекты нужны экономике: ГЧП – это и есть нужные всем длинные и дешевые деньги. К тому же, ГЧП – это низко-рискованный бизнес, по сравнению с обычным корпоративным кредитованием.
- Разве? Многие концессионные проекты по строительству платных дорог до сих пор не могут окупиться, а инвесторы чтобы получить запланированную норму доходности вынуждены повышать цену за проезд.
- Таких проектов всего два и оба они в Московском регионе. Судя по тому, как они структурированы, инвесторы осознанно взяли на себя риск трафика и теперь эти риски просто реализовались. Это в какой-то степени урок для рынка: проектов дорог с прямым сбором платы больше, вероятно, не будет.
- То есть, в России модель прямой выплаты пока невозможна.
- Такая модель точно невозможна в абсолютном большинстве регионов, таких как как Дальний Восток или Сибирь, из-за недостатка трафика и отсутствия платежеспособного спроса. По нашим расчетам она невозможна даже в Северо-Западном регионе страны и с трудом реализуется в Москве.
- Потребители просто не хотят платить?
- Потребители пока не успели оценить удобство платы за скорость и комфорт. Но платежеспособный спрос постепенно формируется и рынок взрослеет. Водители начинают понимать, что плата за проезд по дороге окупается экономией бензина и нервов.
- Каким образом тогда можно развивать бизнес по строительству платных дорог?
- Одним из решений проблемы является модель минимального гарантированного дохода. Региональные власти обязуются выплачивать инвестору разницу между реальными доходами и минимальной запланированной при подписании соглашения выручкой. Такая практика часто применяется в Европе.
Другая модель – прямая постепенная оплата из бюджета расходов инвесторов. Концессионер отдает всю полученную выручку в бюджет, а бюджет, независимо от полученного объема дохода, возвращает концессионеру заранее оговоренную плату, которая была определена в ходе конкурса перед подписанием концессионного соглашения.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.