Статья

Власти в 2017 г. должны выбрать - залезать в долги или повышать налоги

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 14 сен - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Бюджет страны может быть сбалансирован лишь при цене нефти не менее чем в 80 долларов за баррель, заявил заместитель главы Минфина Максим Орешкин. 

Для сравнения, к 16.30 мск 14 сентября, стоимость бочки Brent на торгах на бирже составляла лишь 46,7 доллара. Абсолютное большинство участников рынка уверены: ждать роста цен на нефть не стоит. 

“Тренд цен на нефть в ближайшие пару-тройку лет намечается скорее медвежий, нежели бычий, - рассуждает старший аналитик ИК “АТОН” Александр Корнилов. - Не исключено, что они поднимутся до 60-70 долларов за баррель, но в этом случае активизируются американские производители сланцевой нефти, которые моментально добавят рынку недостающие объемы, что автоматически приведет к снижению цен”, - полагает он. 

Не получится "разогнать" цены на нефть и даже в случае заключения сделки по заморозке добычи в странах ОПЕК и России, считает эксперт. Внутри ОПЕК нет согласия между основными игроками - Саудовской Аравией и Ираном, да и Нигерия, ранее сократившая добычу из-за терактов, вряд ли пожелает добровольно отказаться от возвращения к прежним уровням. Поэтому давление на цены со стороны производителей продолжится. 

В этой ситуации правительству лишь остается работать над тем, как привести бюджет к текущим рыночным реалиям. Сейчас при подготовке бюджета на ближайшую трехлетку за основу взяты 40 долларов за баррель “черного золота”. Однако при снижении цены до 30 долларов за баррель бюджет вновь окажется уязвимым, признал замминистра. 

В настоящее время продажи нефти и газа более чем на 50% формируют доходную часть бюджета страны. Однако, по данным Федеральной таможенной службы, из-за падения цен на нефть доходы России от экспорта энергоносителей в январе-июле сократились почти на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

На этом фоне дефицит федерального бюджета РФ за январь-август 2016 года составил 1,518 триллиона рублей, или 2,9% ВВП, сообщает Минфин. В первом полугодии дефицит составил 3,7% ВВП. По итогам 2016 года в финансовом ведомстве ожидают дефицита в 3,3% ВВП. 

Пока разницу между доходами и расходами покрывают за счет фондов, которые такими темпами быстро заканчиваются. В августе после двухмесячного перерыва из Резервного фонда на финансирование дефицита бюджета было направлено 390 млрд рублей, таким образом, объем фонда за прошедший месяц сократился в рублях на 18% - до 2,1 трлн рублей. По оценке Минфина, полностью Резервный фонд окажется исчерпан уже в 2017 году. Фонд национального благосостояния при сохранении текущего уровня трат может закончиться в 2019 году. 

В этой ситуации у властей есть два выхода - наращивать госдолг за счет повышения заимствований на внутренних и внешних рынках либо сокращать расходы параллельно с повышением налоговой нагрузки, считают эксперты. “Опыт этого года доказал, что российские облигации интересны инвесторам, и в случае выравнивания отношений с Западом и снятия санкций новые размещения могут быть успешными”, - отметил старший портфельный управляющий УК "Капиталъ" Вадим Бит-Аврагим. 

Однако одними займами дисбаланс доходов и расходов покрыть не удастся: чтобы избежать риска скатывания в долговую яму, необходимо снижать расходы и изыскивать доходы из других источников. Один из них - повышение налоговой нагрузки как на бизнес, так и на население. Скорее всего, будет выбран компромисс между ростом НДПИ для нефтегазовых компаний и одновременно снижением соцрасходов и сокращением ряда нацпрограмм. После выборов возможно и введение прогрессивного НДФЛ, что сопряжено с ростом недовольства той части населения, которая пытается зарабатывать самостоятельно, а не выживает за счет бюджета, заключил эксперт. 

Обсудить
Рекомендуем