Фамилия Иванов считается самой распространенной в России, а условный Иванов в обзоре является типичным представителем российского среднего класса. В очередном обзоре анализируются тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан.
Индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса вырос – до минус 15% в III квартале 2016 года против минус 17% во II квартале 2016 года, что обусловлено ростом зарплат, ослаблением инфляционных ожиданий и опасений, связанных с курсом рубля, а также улучшением ситуации на рынке труда.
Основные выводы по итогам опроса потребителей следующие:
-Отмечена положительная поквартальная динамика всех компонентов индекса за исключением оценки условий для совершения крупных покупок. Важно отметить, что значение индекса за III квартал 2016 года выросло за счет улучшения оценки текущей ситуации, а не за счет изменения ожиданий и перспектив (в отличие от II квартала 2015 года, когда индекс повысился вследствие неоправданного всплеска оптимизма).
-Индекс национального благосостояния за 12 месяцев вырос с минус 30% во II квартале 2016 года до минус 25%. Вероятно, это обусловлено продолжающимся замедлением инфляции, ослаблением опасений, связанных с курсом рубля, и улучшением ситуации с занятостью. Доля Ивановых, считающих экономику страны нестабильной, также сократилась – до 82% против 83% во II квартале 2016 года. Это показывает, что население стало чуть более уверенно оценивать экономические перспективы. Индекс, оценивающий условия для совершения крупных приобретений, уменьшился с минус 26% до минус 27%.
-Уровень безработицы среди наших респондентов снизился до 10,9% по сравнению с 11,3% во II квартале 2016 года. Индекс чистого найма вырос до минус 40% (c минус 43% во II квартале 2016 года), ввиду того что 7% работающих Ивановых отметили, что их работодатели нанимают новый персонал (во II квартале 2016 года эта доля составила также 7%, в IV квартале 2015 года – 4%). Все это ослабило опасения опрошенных относительно безработицы: ее считают главным источником беспокойства 52% респондентов по сравнению с 54% во II квартале 2016 года и 60% в I квартале 2016 года.
-С начала года у 25% Ивановых заработная плата была повышена или индексирована на 6,3%, т. е. в среднем по выборке повышение составляет 1,6%. При увеличении заработной платы Ивановы предполагают тратить только 19% прибавки на продукты питания (по сравнению с текущими 38% дохода, которые тратятся на продукты питания), 16% – на одежду и товары для дома (против текущих 17%), а 12% – откладывать (сейчас доля сбережений составляет лишь 7%).
-Доля Ивановых, не имеющих сбережений, уменьшилась до 42% в III квартале 2016 года по сравнению с 43% в предыдущем квартале, а доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, выросла с 6,7% до 7,4% в III квартале 2016 года. Вероятно, увеличение заработной платы и доходов населения положительно сказывается на уровне сбережений.
-Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, уменьшилась с 77% во II квартале 2016 года до 76% (75% в 2015 году), но остается высокой. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, немного снизилась – до 68% против 69% в предыдущем квартале. «Охота за ценами» ослабевает: доля потребителей, которые посещают магазины только ради промоакций, снизилась в III квартале 2016 года до 44% по сравнению с историческим максимумом 47%, достигнутым во II квартале 2016 года.
-Согласно опросу, ритейлеры стали проводить меньше промоакций и начали повышать цены, что должно положительно сказаться на марже в III квартале 2016 года. На общем фоне выделяется «Лента»: мы отметили, что увеличилось число респондентов, которые посещают магазины этой сети ради промоакций (возможно, это реакция на агрессивные акции, которые компания проводила в сентябре, празднуя свой юбилей).
-Доля Ивановых, которые идентифицируют себя как средний класс, сократилась с 61% населения в III квартале 2014 года до 51% в III квартале 2016 года. Таким образом, с начала экономического спада 14 млн человек перешли из среднего в класс с меньшим достатком, так как затраты росли быстрее, чем зарплата. Это оказывает давление на потребление товаров, которые не относятся к категории первой необходимости. Тем не менее мы полагаем, что средний класс перестанет сокращаться дальше, ввиду того что темпы роста заработной платы будут на уровне инфляции.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.