МОСКВА, 18 окт – ПРАЙМ, Наталья Карнова. Управляющая сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель" X5 Retail Group представила операционные результаты за сентябрь. Выручка группы за девять месяцев выросла на 27,6% до 734,3 млрд рублей.
Динамика ритейлера почти вдвое превосходит темпы роста его основного конкурента – розничную сеть "Магнит". Ее выручка за этот же период увеличилась лишь на 14,2% до 786,7 млрд рублей. Таким образом, разрыв в доходах компаний сократился до 7%.
X5 ускоренно наращивает продажи главным образом за счет впечатляющего роста доходов сети дискаунтеров "Пятерочка", выручка которых с начала года увеличилась 33% до 556,196 млрд рублей. Торговая сеть демонстрирует очень высокие темпы открытий: прирост торговых площадей с начала года достиг 39%, отмечает ИК "Атон" Елизавета Лебедева.
Для сравнения, работающие в сегменте магазины "Магнит" нарастили продажи лишь на 13,7% до 582,7 млрд рублей. Если в начале года ритейлер также поддерживал достаточно агрессивные планы расширения сети, то в сентябре динамика открытия новых магазинов замедлилась и темпы роста новых торговых площадей снизились до 11%, что и оказало давление на выручку.
Другие дочерние сети X5 также демонстрируют позитивную динамику: продажи в супермаркетах "Перекресток" и гипермаркетах "Карусель" с начала года увеличились на 19% и 5,4% до 110,7 млрд и 59,1 млрд рублей соответственно. Для сравнения, продажи гипермаркетов "Магнит" наоборот сократились почти на 1% до 117,3 млрд рублей.
Среди дочерних сетей "Магнита" высокие темпы роста демонтируют лишь магазины "Магнит космети", доходы которых в отчетном периоде увеличились сразу на 68,4%, однако их доля в общей структуре продаж компании не так высока – лишь 44,9 млрд рублей.
"Магнит" и X5 уже несколько лет ведут борьбу за титул крупнейшего российского ритейлера. Долгое время этот титул удерживала X5, которая до 2011 г. активно росла за счет сделок по слияниям и поглощениям. Однако компания столкнулась с целым рядом проблем при интеграции приобретенных активов и в начале 2013 г. "Магнит" смог добиться статуса лидера. С тех пор Х5 не разу не удавалось нагнать конкурента.
Контролирующий акционер X5 – консорциум "Альфа-групп" Михаила Фридмана и его партнеров – поставила цель руководству ритейлера вернуть лидерство на рынке. Если эта цель будет достигнута, без ущерба для EBITDA, руководство сети может претендовать на бонусы в размере до 12% годовой EBITDA.
С 2015 г. X5 придерживается более агрессивной маркетинговой политики, нацеленной на интенсивные промоакции, расширение ассортимента. Политика X5 в большей степени нацелена на рост, а "Магнит" скорее ставит во главу угла рентабельность бизнеса, отмечает аналитик "ВТБ Капитала" Мария Колбина.
Если тренд сохранится, то лидерство Х5 – вопрос лишь нескольких кварталов, считает аналитик ФК "Уралсиб" Константин Белов.
Схожий прогноз дают и эксперты рейтингового агентства Fitch, которые ожидают, что X5 сможет вернуть лидерство уже в 2017 г.
"Пока место для роста есть у обеих компаний. Далеко не факт, что "Магнит" не решит перейти к более интенсивному продвижению в ущерб рентабельности, равно как и акционеры Х5 не решат, что активный рост ограничивает финансовую эффективность", - считает Константин Белов.
По его мнению, ни одна из этих крупнейших компаний не имеет особых преимуществ, поэтому их дальнейшая тактика будет зависеть от приоритетов руководства и акционеров. Скорее всего, они будут вырываться вперед с переменным успехом, если на рынке не произойдет существенных изменений.