Снижение цен на нефть

Читать на сайте 1prime.ru

Главной новостью для финансовых рынков в первый день недели стало падение котировок нефти Brent на 4%. В начале октября на новостях о том, что ведущие нефтедобывающие страны могут договориться об ограничении добычи, баррель Brent подорожал почти до 55 долл. И вот теперь, когда до саммита ОПЕК остается меньше месяца, цены на нефть, похоже, закрепились в диапазоне 45–55 долл., обозначенном МВФ в качестве более низкой долгосрочной траектории. С этой точки зрения выход за границы этого диапазона в принципе стал бы неожиданностью для рынка. Однако по мере сокращения разрыва между мировым спросом и предложением увеличивается вероятность, что цена на нефть пробьет верхнюю границу данного коридора. Как отмечает МВФ, хотя доля Китая в общем объеме мирового потребления нефти составляет всего 15%, его вклад в увеличение спроса на нефть весьма значителен, поскольку экономика КНР растет намного быстрее, чем экономика других стран. Если только не верить в то, что глобальная экономика находится на пороге рецессии, возврат цен на нефть к значительно более низким уровням, наблюдавшимся в начале этого года, представляется маловероятным.

В настоящий момент мировая экономика демонстрирует признаки увеличения активности. Инвесторы отслеживают месячные индексы PMI в качестве актуальных индикаторов ситуации в обрабатывающей промышленности и сфере услуг. Вчера, например, был опубликован индекс деловой активности в обрабатывающей промышленности Китая, значение которого по итогам октября достигло 2-летнего максимума в 51.2 (против 50.4 в предыдущем месяце), а индекс PMI в сфере услуг КНР поднялся с 53.7 до 54.0. Сводный индекс PMI еврозоны находится на максимальной отметке за последние 10 месяцев, в первую очередь благодаря подъему экономической активности в Германии. Согласно представленным вчера данным, в 3к16 ВВП еврозоны увеличился на 0.3% к/к, а рост ВВП Великобритании оказался еще выше (0.5%), вопреки пессимистичным прогнозам Банка Англии и британского Казначейства (к слову, Марк Карни вчера объявил о своем намерении остаться на посту главы Банка Англии до 2019 г.). Признаки улучшения отмечаются и в экономике тех стран, которые раньше находились в состоянии рецессии. В частности, индекс PMI обрабатывающей промышленности России в октябре поднялся до 4-летнего максимума.

На фоне улучшения ситуации в мировой экономике процесс смягчения монетарной политики замедлился. Резервный банк Австралии и Банк Японии по итогам последних заседаний оставили основные параметры своей политики без изменений. Австралийский регулятор в ближайшие два года прогнозирует ускорение инфляции.

Тем временем международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s выразило обеспокоенность в связи с увеличением долговой нагрузки австралийских домохозяйств до 139% ВВП (против 118% в 2012 г.). S&P объявило о вероятности снижения рейтинга 25 австралийских банков, страховых компаний и строительных обществ, что служит напоминанием о той роли, которую стимулирующая монетарная политика сыграла в увеличении размера долга и формировании пузырей, особенно на рынке жилья. 

Наиболее наглядным примером этого процесса является Китай, в секторе недвижимости которого в данный момент формируется очередной пузырь, чему способствуют доступность кредитов и принимаемые государством меры фискального стимулирования экономики. С 2007 г. денежная масса в Китае выросла в четыре раза, а общий размер долга с 154% ВВП в 2008 г. увеличился до 260%. Согласно оценкам БМР, относительно исторического тренда долг Китая в процентном отношении к ВВП увеличился примерно в три раза сильнее, чем аналогичный показатель США. Особенно заметно выросла задолженность корпоративного сектора, в результате чего доля просроченных кредитов в портфелях крупных китайских банков, по некоторым оценкам, может достигать порядка 15% (против чуть менее 2% по официальным данным). 

Банк Японии еще раньше объявил о переходе от количественного смягчения к таргетированию формы кривой доходностей, и поэтому мало кто ожидал от  него каких-либо новых шагов. Программа количественного смягчения не помогла Японии преодолеть низкие темпы роста и умеренную дефляцию. По сути, это будет уже второй раз за последние 15−20 лет, когда Банк Японии отказывается от проведения программы количественного смягчения. Правда, насколько более удачной окажется идея таргетирования доходности гособлигаций (0% для 10-летних бумаг), сейчас сказать сложно. Следующим и, возможно, последним средством в распоряжении Банка Японии может стать прямая девальвация национальной валюты.

С тех пор как Харухико Курода возглавил Банк Японии в марте 2013 г., японский регулятор неизменно находился на переднем крае нетрадиционной монетарной политики, так что его опыт в этом отношении может быть весьма интересен. За это время вложения Банка Японии в японские гособлигации выросли с 11% до 37% всех находящихся в обращении бумаг, а размер его баланса приближается к 100% ВВП (для сравнения: у ЕЦБ аналогичное соотношение составляет 35%, а у ФРС – менее 25%). Срок полномочий Куроды на посту главы центробанка заканчивается в марте 2018 г. Между тем, как мы уже отмечали ранее, в Японии помимо всего прочего существуют серьезные демографические проблемы, ограничивающие производственный потенциал экономики и уменьшающие налоговую базу. Население страны сокращается, а число граждан старше 75 лет превысило число детей в возрасте до 14 лет.

Однако есть и хорошие новости, свидетельствующие о некотором циклическом улучшении ситуации в японской экономике. Согласно опубликованным вчера данным, промышленное производство в Японии по итогам последнего квартала выросло на 1.1% к/к. Растет выпуск продукции машиностроения, а рост реального ВВП Японии по итогам третьего квартала может составить 0.8% к/к. Одним из факторов поддержки выступает стабилизация китайской экономики (на что, например, указывает значительный рост цен на уголь, сталь и железную руду на китайском рынке). Правда, несмотря на ослабление иены, рост японского экспорта в годовом сопоставлении пока остается отрицательным. 

Объемы мировой торговли уже довольно давно держатся на почти неизменном уровне (хотя данные за последний месяц свидетельствовали о некотором улучшении динамики). В 1990-е гг. темпы роста мировой торговли более чем вдвое превышали темпы роста мировой экономики. Этот период был назван «эрой Walmart». Именно тогда Китай превратился в «мировую фабрику», а избыток рабочей силы на китайском рынке стал ключевым фактором снижения инфляции по всему миру. Сегодня, по оценкам МВФ, доля импортных комплектующих в китайском экспорте составляет около 35% против 60% в 1990-х гг. Согласно расчетам МВФ, в 1990-е гг. увеличение мирового ВВП на 1% вело к увеличению объема мировой торговли на 2.5%, тогда как сейчас аналогичный рост ВВП ведет к увеличению торговли всего на 0.7%.

Дальнейшее смягчение монетарной политики Китая в данный момент представляется маловероятным. Рано или поздно Китаю придется принимать меры по ограничению роста кредитования. Долго поддерживать нынешние темпы фискального стимулирования экономики также невозможно. Появившиеся признаки ускорения оттока капитала подталкивают вверх процентные ставки. В этой ситуации китайским властям приходится решать непростую задачу: осуществлять валютные интервенции с целью управления обменным курсом юаня, не допуская при этом чрезмерного сокращения ликвидности на внутреннем рынке. 

Одной из ключевых тем в данный момент остаются президентские выборы в США, которые пройдут в следующий вторник. Реакция рынков на новость о том, что ФБР возобновило расследование в отношении Хиллари Клинтон по обвинению в неправомерном использовании личной электронной почты, пока была сдержанной, но есть опасность, что это является следствием самоуспокоенности инвесторов. Завтра завершается очередное заседание FOMC, по итогам которого ставка по федеральным фондам наверняка останется неизменной. Однако следует отметить, что в последнее время Федрезерв использовал пассивное ужесточение монетарной политики посредством увеличения объема операций обратного репо и сокращения собственного баланса.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем