Статья

Выпуск лекарства под угрозой: крупнейшая фармкомпания на грани банкротства

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 23 ноя - ПРАЙМ. Вокруг одного из крупнейших фармацевтических предприятий страны – ставропольского концерна "Эском" - весь год разворачиваются новые судебные истории, начавшиеся с иска о банкротстве. 

Совладельцы концерна – компания "Гринпойнт", связанная с группой компаний "Союзнефтегаз", и Meridian Capital – заявляют о риске окончательного банкротства, которое для всей страны обернется необходимостью закупать важные медикаменты за рубежом. 

ДЕЛО О БАНКРОТСТВЕ

Зимой 2016 года, после многих попыток получить хотя бы проценты по кредиту, банк Открытие – основной кредитор компании "Эскома" - первым начал действия по защите своих инвестиций. Как и полагается по процедуре, за две недели до подачи иска банк "Открытие" дал публикацию о банкротстве в федеральную газету – "Коммерсант". 

Однако в течение этих двух недель другая компания успела подать иск о банкротстве. Арбитражный суд Ставропольского края, согласно материалам картотеки арбитражных дел, 9 февраля 2016 года принял к производству заявление компании "ЭСТМедикал" о признании "Эскома" банкротом. Основанием для заявления стала задолженность в 2,2 млн рублей. Таким образом, "ЭСТМедикал" получила возможность выдвинуть кандидатуру арбитражного управляющего. Через три дня этот же суд принял заявление о признании банкротом "Эском" от банка "ФК «Открытие". Основанием банк назвал задолженность по процентам с 28 ноября 2012 года по 14 января 2016 года в размере 185,6 млн рублей.

"ООО "ЭСТМедикал", генеральным директором которого до недавнего времени являлся Андрей Водолазкин, бывший, а возможно и нынешний коммерческий директор "Эскома". У меня есть информация, требующая дополнительной проверки, что "ЭСТМедикал" приобретает у "Эскома" большие объемы произведенной им продукции с целью дальнейшей перепродажи", - сообщил член совета директоров "Эскома" Владимир Надточий, представляющий интересы "Гринпойнт" и Meridian Capital. 

Согласно данным ЕГРЮЛ, генеральным директором "ЭСТМедикал" является Мариям Газикова (по данным источников, близким к компании, являвшаяся уборщицей у Сергея Азирова, а позднее – рядовой сотруднцей "Эскома"). Судебный представитель "Эскома" Геворк Халатян уточнил "Прайму", что "ЭСТМедикал" является одним из поставщиков концерна.

Как пояснил "Прайму" юрист Андрей Шахов, представляющий интересы ГК "Союзнефтегаз", общий размер кредиторской задолженности "Эскома" по итогам 2013, 2014 и 2015 годов не превышал 6 млрд рублей, из которых 3,2 млрд рублей приходится на долю банка «ФК "Открытие". Размер требований, которые в итоге были заявлены в ходе процедуры наблюдения, превысил этот показатель более чем в 4 раза, а общая сумма заявленных требований составила более 25 миллиардов рублей, рассказал Шахов. 

Споры вокруг реестра кредиторов до сих пор продолжаются. Так из задолженности перед банком "Открытие" в реестр пока включили только 1 миллиард рублей, а остальной долг в 2 миллиарда, уступленный банком другому юрлицу, не вошел в реестр (эту уступку "Эском" сейчас оспаривает в арбитраже). Согласно материалам арбитража, 14 ноября суд возвратил ООО "Консалтинг-траст" заявление о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 7,6 миллиарда рублей, но решение еще может быть обжаловано.

Положительное разрешение проблем для компании еще возможно, если не возникнет новых препятствий. "По информации Минпромторга России, в январе 2017 года ОАО НПК "Эском" планирует выйти из процедуры наблюдения. В настоящий момент ОАО "НПК "Эском" ведет переговоры о возможности выкупа долга предприятия», - рассказали в министерстве.

ПРОШЛЫЕ ПЛАНЫ

"Эском" - один из крупнейших фармацевтических концернов в стране. Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов пояснял газете «Коммерсант», что компания является лидером российского рынка госпитальных (инфузионных) растворов, его доля в этом сегменте составляет 22%. В 2012 году в рейтинге из 20 российских и зарубежных производителей инфузионных растворов "Эском" удерживал лидирующую позицию, а по выпуску торговых марок натрия хлорид и глюкоза является компанией №1 в фармацевтической отрасли России, сообщается на сайте компании.

Как пояснили "Прайму" в Минпромторге РФ, научно-производственный концерн "Эском" включен в перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, утвержденный приказом министерства, по отрасли фармацевтической промышленности.

"Точно могу сказать, что предприятие очень-очень значимое для региона. Важнейшее, которое нужно поддерживать и местной, и федеральной власти", - отмечает экс- губернатор Ставропольского края, а сейчас член Совета Федерации РФ Валерий Гаевский. 

Концерн заявлял о планах по развитию, в 2012 году в интервью журналу "Эксперт" гендиректор "Эскома" Сергей Азиров рассказывал о планах по созданию фармкластера, предполагающего строительство трех заводов, с производством уникальных препаратов не только для России, но и Европы.

"Мы приобрели на льготных условиях 50 гектаров земли. Сейчас передали проекты на рассмотрение в четыре ведущих компании мира. Этот проект будет реализован до конца 2012 года… Мы пришли с проектом к Валерию Гаевскому (занимал тогда пост губернатор Ставропольского края — "Прайм") еще в бытность его министром экономики края и рассказали ему о своих пожеланиях и проектах. Гаевский понимал, что на тот момент этот рынок не только не освоен российскими производителями, а попросту нулевой. Он понимал, что осуществление нашего проекта даст рабочие места и увеличит доходную часть бюджета",- рассказывал Азиров.

В 2014 году бедственное положение "Эскома", который уже не мог обслуживать банковские кредиты и тем более рассчитывать на новые, вынудило срочно искать инвесторов. Ими стали две компании – "Гринпойнт", связанная с ГК "Союзнефтегаз", и крупная инвестиционная группа Meridian Capital, у которой в портфеле участие в стратегических активах, таких как аэропорты и другие крупные девелоперские активы в России и Казахстане. В обмен на свои инвестиции они стали совладельцами концерна. Чтобы оформить сделку, все акции "Эскома" были переданы кипрскому холдингу "Самерфилд Сервисиз Лимитед". В нем 51% уставного капитала получила компания, принадлежащая Азирову, а 49% - "Гринпойнт" и Meridian Capital. Инвесторы говорили о планах оздоровления предприятия, его перестройки, чтобы выйти на прибыльность.

Однако дальше начались непредвиденные сложности, поставившие в итоге под угрозу и окупаемость инвестиций, и, возможно, существование предприятия. Большая часть продукции "Эcкома" разливается в стеклянные бутылки, которые традиционно поставляли украинские предприятия. В 2014 году поставки прекратились. "Эском" пытался оправдаться политической ситуацией, а по другим источникам – "Эском" банально не платил за продукцию. 

Новым поставщиком было выбрано ставропольское предприятие "ЮгРосПродукт", но и оно вскоре приостановило производство. Надточий считает, что именно с этого момента начались проблемы предприятия.

"Обладающий стратегическим видением руководитель, несомненно, ухватился бы за поступившее в мае-июне 2014 года предложение крупнейшего производителя стеклянной тары на юге России новочеркасской фирмы "Актис" заключить долгосрочный контракт на поставку медицинской бутылки под весь объем и номенклатуру производства "Эскома". А Азиров отказался, так как посчитал слишком высокой цену, предложенную "Актисом", которая на 5-7% была выше цены поставщика, уже, фактически, находившегося в банкротстве и остановившего производство. При этом при предложенных "Актисом" ценах маржа предприятия по EBITDA оставалась бы на уровне более 35%", - поясняет Надточий.

В итоге "Эском" из-за недостатка тары сократил производство на 40%. Кроме того, начались проблемы с кредиторами – тем самым банком "Открытие" в первую очередь, которые обратились в суд. 

НОВЫЕ СПОРЫ

Со времени подачи первых исков о банкротстве среди совладельцев компании возникли новые разногласия, в частности, по продаже имущества. Самая крупная сделка, которая вызвала вопросы и оспаривается в суде, это продажа "Эскомом" 100% акций одной из крупнейших дочерних компаний – петербургской "Медполимер", которая является одним из лидеров отечественного рынка инфузионных растворов и изделий медицинского назначения и крупнейшим производителем физрастворов в Северо-Западном регионе. 

Как сообщала газета "Коммерсант", "Эском" продал за 123 млн рублей Зелимхану Чахкиеву и Нурутдину Газикову соответственно 45% и 55% акций "Медполимера". В информационно-справочных системах отсутствуют данные о Зелимхане Чахкиеве. В Ингушетии зарегистрирован ИП Газиков, его специализацией указана "уборка территорий и аналогичная деятельность", отмечало издание.

"Менеджмент не находит ничего лучшего и начинает распродавать активы предприятия не ставя об этом в известность ни кредиторов, ни акционеров, ни совет директоров… Несмотря на то, что в соответствии с федеральным законом "Об акционерных обществах" решение вопроса о прекращении участия общества в уставном капитале иных обществ относится к компетенции совета директоров общества, я не уведомлялся о заседании совета директоров, на котором рассматривался бы вопрос об отчуждении принадлежащих "Эскому" акций ОАО "Фирма Медполимер", - заявляет Надточий.

По его словам, сделка по продаже "Медполимера" непонятна, так как ранее "Эском" предпринял попытку переоформить один из своих ключевых производственных активов (автоматизированной линии по производству, розливу и упаковке стерильных растворов для инфузий и инъекций в полипропиленовую бутылку) на ОАО "Фирма Медполимер". Эта сделка оспаривается другим членом совета директоров "Эскома" - Санжаром Назаровым в Арбитражном суде Ставропольского края.

В ходе судебного заседания в арбитражном суде Ставропольского края выяснилось, что средства за продажу "Медполимера" поступили в кассу "Эскома" наличными от двух физических лиц. По словам Шахова, эти деньги затем наличными в кассе же получил Азиров "под авансовый отчет". На вопросы суда о том, для каких целей Азирову была выдана такая крупная сумма и на что была израсходована представитель "Эскома" ничего пояснить не смог. 

На фоне этой ситуации развернулся еще один судебный спор, ставящий, словам Шахова, под угрозу права акционеров Эскома "Гринпойнта" и Meridian Capital на их акции. Договоры, по которым Азиров перевел свои акции "Эскома" на кипрский «Самерфилд» (в котором 49% акций получили "Гринпойнт" и Meridian Capital) требуют признать недействительными миноритарные акционеры "Эскома". Азиров на суде не присутствовал. В ходе судебного заседания прозвучало, что ФАС был уведомлен о сделке, и не увидел нарушений, но все же суд удовлетворил требование миноритарных акционеров. При этом 17 ноября апелляционный суд своим решением отменил решение первой инстанции и отказал в требованиях о признании договоров недействительными, подтвердив таким образом права инвесторов участвовать в управлении компанией.

"Как член совета директоров "Эскома" я обязан отстаивать интересы предприятия и всех его акционеров. Это дело, на мой взгляд, имеет и государственное значение: в случае если компания прекратит свое существование в нынешнем виде, в первую очередь благодаря "раздербаниванию" менеджментом активов предприятия, то российские больницы могут недосчитаться до половины заказов инфузионных растворов, и им придется перейти на импортное сырье из Германии, которое по нашим подсчетам, обойдется госбюджету в несколько раз дороже", - поясняет Надточий всю сложность ситуации.

Связаться лично с Сергеем Азировым за время подготовки текста не удалось. 

Однако ситуацию вокруг компании прокомментировал ее судебный представитель Геворк Халатян.

"Предприятие не входило бы в процедуру наблюдения, если бы смогло получить одобрение от кредиторами по поводу реструктуризации. Руководство компании "Эском" надеется, что сможет со всеми договориться, попросить об определенной реструктуризации и, конечно, выйти из наблюдения. Предприятие сейчас работает. Да, есть определенные проблемы финансовые. Насколько возможно, оно работает, осуществляет производство и реализацию продукции", - рассказал Халатян.

Надточий при этом заявляет о проблемах в работе компании: "Азиров не сумел вывести предприятие даже близко на плановые уровни выручки и прибыли ни в 2014, ни в 2015 годах. Вместо реализации продукции по реальным ценам и за деньги, Азиров работает по бартеру, по ценам существенно ниже рыночных, что усугубляет дефицит ликвидности".

"В случае с "Эскомом" процедура банкротства может тянуться не один год и за это время ситуация усугубится, - полагает знакомая с делом независимый адвокат Юлия Никифорова, за плечами которой – не один процесс о банкротстве. - Все имеющиеся активы попытаются реализовать (или уже реализовали) до того, как их сбором и реализацией займется конкурсный управляющий. При этом суммы задолженности перед кредиторами слишком велики, чтобы погасить их за счет имеющихся активов. Это больше напоминает способ затянуть время. Однако именно банкротство предоставляет проблемному бизнесу эффективные инструменты финансового оздоровления. Главная задача сейчас - помочь компании "Эском" восстановить платежеспособность, преодолеть образовавшуюся "финансовую дыру", одновременно предоставив кредиторам гарантии согласно утвержденному арбитражным судом графику погашения задолженностей. Важно не допустить развала и полного исчезновения столь необходимой для здравоохранения компании, поддержать российского производителя, чтобы потом государство не оказалось вынуждено закупать медицинские препараты за границей".

"У Сергея Азирова остался по сути единственный "актив" – пост генерального директора (75% акций предприятия в залоге у банка, плюс личные поручительства по кредитам). И к сожалению, его действия на этом посту, на наш взгляд, с каждым днем приносят все больше ущерба предприятию, акционерам и кредиторам, и в целом российскому потребителю продукции "Эскома", - заявляет Надточий. 

Обсудить
Рекомендуем