МОСКВА, 1 дек - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию предложил обсудить возможности по корректировки налоговой системы. При этом, глава государства подчеркнул, что в силу они вступят не ранее 2019 г.
Некоторые контуры будущих налоговых новаций уже озвучены. Так, по словам главы Минфина Антона Силуанова, налоговая система должна обеспечивать стимулы к экономическому росту. Следует снять с бизнеса нагрузку прямых налогов, а систему льгот сделать более прозрачной. Льготы, не ведущие к росту, министерство будет предлагать к упразднению.
Изменения в налоговой системе в ближайшие годы года ещё в начале недели анонсировал вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, ряд платежей является для граждан обременительными. Предстоит острая дискуссия, в результате которой новая понятная и предсказуемая система налогообложения должна быть разработана до лета 2018 года.
Планируется изменение конфигурации налоговой системы с целью поддержки реального сектора экономики, считает адвокат бюро "Деловой фарватер" Антон Соничев . "Поскольку на протяжении нескольких лет в условиях снижения нефтегазовых доходов бюджет России дефицитный, изменения должны быть направлены на повышение эффективности собираемости налогов и сборов. Недавно с этой целью в подчинение Минфину передали Росалкогольрегулирование и Федеральную таможенную службу", - пояснил он.
Ранее Минфин сообщил о подготовке налоговых новаций, которые изменят соотношение прямых и косвенных налогов – предполагается снижение главным образом отчислений с зарплат (страховых взносов) в пользу косвенных налогов, прежде всего НДС. Такое перераспределение налоговой нагрузки, как ожидается, позволить проиндексировать пенсии, пособия и зарплаты. При этом де-факто нагрузка на бизнес несколько вырастет, поскольку уклониться от страховых взносов проще, чем от выплат НДС.
В качестве компенсации возможны некоторые послабления, например, льготы для микробизнеса и самозанятых. "Значительного оттока средств из бюджета это не повлечет, при этом стимулирует занятость и сократит безработицу", - рассуждает руководитель Комитета по налогам Московского отделения "Опоры России" Сергей Зеленов.
По его мнению, для стратегических реформ необходим серьезный анализ, и они длятся довольно долго. Депутаты и чиновники, сами ограниченные временем пребывания у власти, предпочитают сиюминутные изменения, о которых можно отчитаться, но которые не решат проблемы, считает он.
Впрочем, непопулярных мер вроде перехода к прогрессивной шкале НДФЛ и введения налога с продаж пока не ожидается. Как заверил Силуанов, его ведомство не собирается менять подходы к налогообложению физлиц. Бизнес также надеется, что этого не произойдет, равно как и введения налога с продаж. В противном случае ни о каком росте отчислений в бюджет мечтать не стоит – все, кто сможет, будут максимально уходить в тень, уверен представитель "Опоры России".
"Повышать налоги некуда – следует задуматься над тем, как собирать", - согласен гендиректор юридической компании URVISTA Алексей Петропольский. В качестве примера он привел тот факт, что по налогу на недвижимость физлиц собираемость не превышает 20-30% от того, что ожидалось, исходя из кадастровой оценки. Такая же картина и в других сферах.
В целом налоговая система должна поощрять бизнес к росту, а не давить на него, полагают эксперты. Необходимо решать и ряд других вопросов, например, со ставками по кредитованию предпринимателей, небанковским финансированием экономики. Но главное – стабильность и предсказуемость правил игры. Лишь в этом случае возможен стабильный приток инвестиций в экономику, на который надеются власти.