Участники финансовых рынков заняли выжидательную позицию

Читать на сайте 1prime.ru

Индекс NASDAQ в понедельник обновил исторический максимум, в то время как S&P500 закрылся в минусе на 0.4%, но остается вблизи своих рекордных значений. В свою очередь цена Brent на вновь усилившихся опасениях по поводу избытка предложения на рынке нефти в понедельник скорректировалась почти на 4%, что стало самым значительным падением в рамках одного торгового дня с ноября прошлого года. Вслед за коррекцией в нефти доходность 10-летних казначейских обязательств США снизилась до 2.38% против декабрьского максимума в 2.64%. С технической точки зрения промежуточный уровень поддержки для UST находится на отметке 2.29%, соответствующей 50-дневному скользящему среднему. Более долгосрочную динамику доходности 10-летних UST можно прогнозировать, отталкиваясь от коррекционных уровней Фибоначчи: 38.2%-й коррекционный уровень для диапазона изменений доходности за последние 20 лет дает нам ориентир, равный 3.50%, тогда как 50%-й коррекционный уровень находится чуть выше 4.0%. От представителей ФРС США за последние сутки никаких существенных комментариев не поступало. При этом руководство ФРС в целом разделяет позицию членов Комитета по операциям на открытом рынке, согласно которой в течение этого года ставка по федеральным фондам будет трижды повышена на 25 бп. Индекс рынков акций развивающихся стран (MSCI EM Equity) сейчас находится на уровне 100-дневного скользящего среднего, что примерно на 4.5% выше минимума, зарегистрированного в декабре. 

Индекс доллара, активно росший в последнее время на результатах президентских выборов в США, скорректировался и сейчас торгуется примерно на 2% ниже максимумов начала года, что обеспечивает определенную поддержку развивающимся рынкам. В свою очередь цена на золото, динамика которой имеет обратную корреляцию с курсом доллара, но с фундаментальной точки зрения в большей степени определяется направлением движения реальных процентных ставок, восстановилась до 1187 долл. за унцию, что соответствует 50-дневному скользящему среднему. Трейдеры, желающие при принятии торговых решений ориентироваться на «цифры», используют более долгосрочные скользящие средние и простые уровни Фибоначчи. И хотя строгого научного обоснования такой подход не имеет, за неимением других ориентиров многие участники рынка используют их, решая, когда открывать или закрывать позиции.

Важных макроэкономических новостей в последнее время было немного. К новостям, представляющим наибольший интерес, можно отнести публикацию индекса цен производителей в Китае за декабрь, рост которого в годовом сопоставлении ускорился до 5.5% против 3.3% в ноябре. Достигнутые темпы роста, самые высокие за последние пять лет, в основном отражают эффект от повышения цен на базовые металлы и сырьевые товары в целом. Можно вспомнить, что год назад основным предметом опасений инвесторов был «экспорт» дефляции из Китая в экономику других стран через девальвацию юаня и выброс на мировые рынки избыточных запасов сырья. Также существовали сильные опасения, что китайская экономика не сможет избежать «жесткой посадки», и власти страны предпримут значительное смягчение монетарной политики. Сегодня угроза дефляционной рецессии, экспортируемой из Китая, отошла на второй план, уступив место ожиданиям рефляции. Инфляционные ожидания не только не снижаются, но, наоборот, растут, что послужило причиной разворота в динамике доходностей облигаций ведущих рынков летом прошлого года и постепенного отказа центробанков от нетрадиционных инструментов монетарной политики.

Для правительства Китая актуальной остается проблема значительного оттока капитала, на решение которой направлены, в том числе, принятые недавно меры по сокращению оттока из частного сектора. Валютные резервы КНР в декабре достигли 5-летнего минимума в 3.01 трлн долл. (сокращение резервов продолжается шестой месяц подряд), а статус крупнейшего иностранного держателя казначейских обязательств США Китай уступил Японии. Недавние резкие скачки ставок на китайском денежном рынке были вызваны намеренно с  целью выдавить с рынка спекулянтов, играющих на понижение юаня. Председатель КНР Си Цзиньпин планирует 17 января выступить на открытии очередного Всемирного экономического форума в Давосе. К его выступлению будет приковано особенно пристальное внимание, поскольку до сих пор лидеры КНР ни разу не участвовали в работе ВЭФ. Между тем Всемирный экономический форум опубликовал очередной доклад (Global Enabling Trade Report), посвященный оценке того, в какой степени различные страны способствуют трансграничному движению товаров. Исследование охватывает 136 стран и представляет собой более полный и глубокий анализ, нежели простая оценка таможенных пошлин и относительной открытости различных экономик для импорта и экспорта. Оно, в частности, учитывает эффективность таможенных служб, состояние инфраструктуры, качество транспортных услуг, их технологический уровень и целый ряд других аспектов, влияющих на движение товаров между странами. В этом году Китай занял в рейтинге 61-е место (против 63-го в 2014-м). Он заметно уступает таким странам Азиатско-Тихоокеанского региона, как Сингапур (1-е место), Гонконг (3-е), Япония (16-е) и США (22-е). Несмотря на размер китайской экономики, до первых мест в мировом рейтинге наиболее открытых экономик Китаю пока далеко. По открытости внутреннего рынка Китай, средний уровень импортных пошлин в котором составляет 11%, занимает 121-е место. Тем не менее АСЕАН в целом по данному показателю уже опережает и ЕС (по сути, являющийся таможенным союзом с единым уровнем пошлин), и США. 

Лучшую оценку Китай получил в категории «транспортная инфраструктура», где он занял 12-е место. По инвестициям в транспортную инфраструктуру Китай опережает США и Европу вместе взятые – в то время как во многих странах «большой двадцатки» инвестиции в инфраструктуру снижаются. В своем выступлении глава КНР наверняка сделает акцент на вкладе Китая в рост мировой экономики и мировой торговли, противопоставив его протекционистским планам избранного президента США Дональда Трампа (по случайному совпадению инаугурация Трампа состоится в последний день работы давосского форума – 20 января). Помимо этого, Си Цзиньпин наверняка остановится на таких важных инфраструктурных проектах, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и «Один пояс – один путь».

Но вернемся к ситуации на финансовых рынках. Сейчас сложно сказать, насколько оправданы надежны инвесторов на то, что фискальная политика окажется более эффективным инструментом по сравнению с нетрадиционными мерами монетарной политики, активно использовавшимися ведущими странами на протяжении всех последних лет. Ни в академической среде, ни среди экспертов в области фискальной политики нет единого мнения относительно величины фискальных мультипликаторов – т.е. числовой оценки эффективности таких мер, как снижение налогов и/или увеличение государственных расходов. Кроме того, есть вероятность, что в условиях полной занятости фискальное стимулирование приведет лишь к ускорению инфляции – при полном отсутствии роста выпуска. С этой точки зрения ралли на рынке акций, начавшееся после победы Трампа и базировавшееся на предположении о скором запуске программы фискальной рефляции, возможно, является следствием чрезмерного оптимизма инвесторов. Дефицит бюджета США, который в прошлом году составил скромные 2.5% ВВП (против 10% на пике кризиса), в последнее время вновь начал расти. В отличие от фискальной рефляции, реализованной администрацией президента Рейгана, аналогичную программу президента Трампа предстоит проводить в условиях гораздо более высокого уровня федерального долга в процентном отношении к ВВП, который в случае реализации всех заявленных планов рискует превысить 100%.

С этой точки зрения нежелание участников финансовых рынков предпринимать более активные действия (по крайней мере сейчас) вполне объяснимо. Что касается более долгосрочных фундаментальных перспектив, то даже с  учетом потенциальных коррекций на рынке акций, которые едва ли превысят 10% и в любом случае не будут продолжительными, то инвестиции в акции на  данный момент выглядят привлекательнее, чем инвестиции в облигации. Естественно, нельзя сбрасывать со счетов политическую неопределенность, например, связанную с выходом Великобритании из ЕС или с европейскими выборами 2017 г. Однако, как показывает индекс FTSE 100, на этой неделе достигший очередного рекордного уровня, инвесторы довольно хорошо научились «переваривать» любую «политическую неопределенность». Кроме того, и Brexit, и потенциальная смена политического руководства во Франции и Германии могут создать условия для роста экономики и торговли, тем самым открыв дорогу к преодолению успевшей укорениться рецессионно-дефляционной ментальности.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем