Вероятность повышения ставок в США растет

Читать на сайте 1prime.ru

Повышение ставки по федеральным фондам все ближе – такой вывод можно сделать исходя из последней статистики: в частности, потребительская инфляция в США продолжает ускоряться и уже достигла 2.5% в годовом сопоставлении. Помимо этого, председатель ФРС Джанет Йеллен в своем докладе в Конгрессе США на прошлой неделе заявила, что перенос нормализации монетарной политики является нецелесообразным. Этот комментарий дополнительно увеличил вероятность повышения ставок на предстоящем 15 марта заседании FOMC, и тот факт, что заседание FOMC совпадает по  времени с крайним сроком принятия решения по вопросу «потолка долга», уже не выглядит непреодолимым препятствием для повышения (если, конечно, не произойдет значительного усиления рыночной волатильности). Обе задачи, сформулированные в рамках так называемого двойного мандата ФРС (обеспечение максимального уровня занятости и ценовой стабильности), как считается, выполнены, и большинство членов комитета, судя по всему, готовы проголосовать за повышение. Последние данные из США в основном свидетельствуют об устойчивом росте экономики, появились и признаки роста прибылей в корпоративном секторе.

Рынки акций США находятся на рекордно высоких уровнях, однако, если американская экономика будет продолжать расти, рынки наверняка смогут «переварить» постепенное повышение процентных ставок. Многое зависит от темпов ужесточения монетарной политики, так как после длительного периода низких процентных ставок бизнес и население могут быть более чувствительны к повышению стоимости заимствований. Долг домохозяйств в США в 2016 г. увеличился на 460 млрд долл. – это самый значительный годовой прирост за последние десять лет. Задолженность домохозяйств сейчас лишь на 0.8% ниже максимума в 12.68 трлн долл., достигнутого в третьем квартале 2008 г. Отметим, что рост банковского кредитования в США, еще недавно составлявший около 10% в год, начинает замедляться. В данном случае речь идет о корпоративных банковских кредитах, в  то  же время многие компании наращивали заимствования в форме выпуска долговых обязательств.

Вполне вероятно, что обещанное президентом Дональдом Трампом смягчение регулирования финансового сектора будет стимулировать банки, особенно менее крупные, к наращиванию кредитования, тем самым компенсируя негативные последствия ужесточения монетарной политики.

Члены FOMC ожидают в 2017 г. три повышения ставок по 25 бп каждое. Для более значительного повышения необходимо резкое ускорение инфляции, которое бы лишало регулятора шансов достичь целевого показателя в 2%. Йеллен и некоторые из ее коллег уже высказывали опасения, что в условиях полной занятости на рынке труда план фискальной рефляции несет в себе значительные инфляционные риски.

Инвесторов также интересует, как может измениться соотношение сил в FOMC после заполнения трех вакансий в совете управляющих. Между тем более существенное влияние на направление монетарной политики может оказать законопроект об изменении принципов регулирования деятельности ФРС, находящийся на обсуждении в Конгрессе (The Fed Oversight Reform and Modernization Act). Призывы к аудиту работы Федрезерва и даже его роспуску, звучащие на протяжении длительного времени, отражают обеспокоенность тем, насколько большой властью наделен американский регулятор и как проводимая им политика отражается на состоянии экономики и интересах вкладчиков. По  мнению некоторых комментаторов, своими действиями ФРС постоянно подпитывает цикл взлетов и падений на финансовых рынках, нанося ущерб реальной экономике.

Основной темой при обсуждении законодательства в Конгрессе, вероятно, станет степень независимости Федрезерва и вопрос о том, должна ли его деятельность регулироваться рамками некоего правила, подобного известному Правилу Тейлора и его вариантам. Можно предположить, что, если бы в своей работе ФРС строго ориентировалась на Правило Тейлора, то уровень процентных ставок в последние годы был бы выше.  На самом деле, отказ от  гибкого подхода к принятию решений в области монетарной политики не всегда оптимален, и в каких-то обстоятельствах выстраивание процентной политики исходя из жесткого следования правилам может оказаться контрпродуктивным. Джанет Йеллен в своем выступлении в Конгрессе на прошлой неделе упомянула, что в соответствии с Правилом Тейлора процентные ставки должны быть повышены до 3.5–4.0% против 3.0%, обозначенных FOMC в качестве долгосрочного равновесного значения.

Как и в случае с любым другим центробанком, «независимость» ФРС от правительства носит в значительной степени номинальный характер. ФРС была создана решением Конгресса, а ее деятельность регулируется Законом о Федеральной резервной системе. Обычно под независимостью имеется в виду свобода от политического вмешательства руководства страны в  процесс принятия центробанком решений по монетарной политике. Существует немало исследований, говорящих о том, что с точки зрения достижения целевых темпов инфляции и экономического роста независимый центральный банк является предпочтительным (см., например, доклад Стэнли Фишера Central Bank Independence от 4 ноября 2015 г.). Основной аргумент, который выдвигают критики идеи независимости центрального банка, заключается в том, что в этом случае слишком большие полномочия сосредотачиваются в руках людей, не избранных, а назначенных на свои посты, что подрывает принципы функционирования демократических институтов. 

По словам других комментаторов, нетрадиционные методы монетарной политики выходят за рамки «простого» управления экономикой. Считается, что  меры количественного смягчения привели к существенным сдвигам в распределении доходов и богатства, по сути, переведя вопрос из чисто экономической в социально-политическую плоскость. Кроме того, реализация программ количественного смягчения в определенной степени способствовала размыванию границы между сферами ответственности центральных банков и министерств финансов, поскольку в результате центральные банки аккумулировали на своих балансах значительный объем гособлигаций. Стоит также отметить, что Федеральная резервная система США является весьма необычным центральным банком. Ее акционерами являются частные американские кредитные организации, которые, как акционеры, получают свои дивиденды. Кроме того, банки, которые держат свои средства на счетах в ФРС, получают по ним проценты, что, по мнению некоторых, является формой субсидирования. 

Инвесторы надеются, что новой американской администрации удастся реализовать обещанные президентом Трампом «феноменальные» налоговые реформы, и эти надежды продолжают оказывать поддержку рынку акций. После недавних, гораздо более дипломатичных слов Трампа в адрес Японии и Китая опасения по поводу негативных последствий возможных агрессивных действий США в сфере международной торговли отошли на второй план. Мировая торговля, согласно последним данным, после длительного периода стагнации демонстрирует явные признаки выздоровления. Как сообщает агентство Bloomberg, объемы торговли в Азии активно растут, и, согласно последним прогнозам, из двадцати крупнейших экономик мира самые высокие темпы роста в 2017 г. должны показать Индия, Китай и Индонезия. Темпы роста импорта в Китае и Индонезии достигли двухлетнего максимума. Рост импорта в Индии показал максимальное ускорение более чем за два года, а в Южной Корее – за последние пять лет. Объемы японского импорта, согласно опубликованным сегодня данным, выросли на 8.5% г/г. Вместе с тем сохранение этого позитивного тренда, очевидно, будет зависеть от готовности Трампа отказаться хотя бы от части своих изначальных протекционистских намерений. В принципе, при прочих равных условиях свободная торговля и открытый рынок являются оптимальными условиями с точки зрения экономического роста.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем