Интервью

Предправления Росэксимбанка: Экспорт – это не сложно

Читать на сайте 1prime.ru

СОЧИ, 28 фев - ПРАЙМ, Вероника Буклей. Росэксимбанк (АО "Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк"), по состоянию на середину января 2017 года, заключил уже более 100 соглашений с зарубежными партнерами на сумму около 22 млрд рублей по программе кредитования иностранных покупателей и продолжает активно проводить работу по наиболее перспективным рынкам для расширения спектра клиринговых валют и возможностей кредитования российских экспортеров. О новых банковских продуктах для поддержки экспортеров, сотрудничестве с зарубежными партнерами, решении о докапитализации и участии в проекте Made in Russia в интервью агентству "Прайм" рассказал председатель правления Росэксимбанка Андрей Поляков.

- Эксперты отмечают, что восстановление экономического роста России во многом зависит от ее экспортных возможностей. Согласны ли Вы с такой точкой зрения?

- Конечно, согласен. Еще Адам Смит говорил, что страны, не ориентированные на внешнюю торговлю, продажу тех товаров, которые они могут произвести дешевле, испытывают больше трудностей, чем те, которые развивают и импорт, и экспорт. Он также говорил, что нет смысла у себя создавать то, что другие делают лучше и дешевле. То есть вопрос развития внешнеэкономической деятельности крайне важен для любой страны, и тот факт, что в России этому направлению стали уделять серьезное внимание - это очень позитивный тренд.

При этом сейчас меняется структура самого экспорта - доля несырьевого экспорта в общем объеме находится у нас на уровне 55-56%. Это важно, так как именно увеличение товарооборота продукции с высокой степенью передела являются драйвером для всей экономики в целом. Здесь есть большая заслуга правительства, которое создает и развивает как финансовые, так и нефинансовые механизмы поддержки. Экспорт - это драйвер любой экономики, позволяющий ей выйти из кризиса, а в не кризисное время чувствовать себя вполне уверенно.

- МЭР в текущем году рассчитывает перейти к росту экономики. Возможно ли это, что необходимо для этого сделать? Удастся ли обеспечить рост на среднесрочную перспективу?

- Думаю, что самые сложные времена мы точно прошли. Здесь вопрос, в чем мы оцениваем рост. В физических объемах, если мы говорим про экспорт - по этому показателю он уверенно увеличивается. В стоимостном выражении не все показатели демонстрируют рост под влиянием курса валют и других факторов. Экспорт России в 2016 году, по предварительным данным ФТС России, составил 285,5 млрд долларов. По сравнению с 2015 годом он уменьшился на 58,1 млрд долларов или 16,9%. Основной вклад в отрицательную динамику экспорта внесло топливо, на которое пришлось около 84% совокупного снижения. При этом в декабре экспорт составил 31,4 млрд долларов, увеличившись на 7,7% по сравнению с декабрем 2015 года. Положительная динамика экспорта к аналогичному периоду предыдущего года фиксируется второй месяц подряд, темпы роста стали максимальными с апреля 2012 г. Рост достигнут по многим видам продукции, как за счет повышения цен, так и благодаря увеличению объема поставок.

- Власти обсуждают вопрос пересмотра категорий сырьевого и несырьевого экспорта. Например, удобрения у нас считаются сырьевым экспортом, хотя это высокотехнологичный продукт.  Считаете ли Вы, что необходимо вносить такие изменения в категории и если да, то какие?

- Абсолютно очевидно, что все "игроки экспортного рынка" должны иметь единые подходы. Сейчас есть ряд примеров по товарам, по которым подходы разнятся - такого быть не должно. Один из ярких примеров - этиленгликоль,  налоговая служба относит его к сырью, МЭР - к несырьевому товару, а  Минпромторг - к высокотехнологичной продукции.

Для нас главным критерием отнесения товара к сырью или несырью является степень участия человека в формировании его принципиальных характеристик. Сырье - это материалы, имеющиеся в природной среде и извлекаемые из нее. Главным образом полезные ископаемые, а также древесина и некоторые другие природные материалы. Также к сырью относят отходы, образующиеся в производственном процессе и используемые в дальнейшем как сырье: металлолом, макулатура, отходы пластмасс, стекла, древесины и другие. Также сюда включены простые отходы производства АПК, не проходящие особой доработки: высевки, жом, барда и т.п. Здесь есть интересные примеры - скажем, зерно. Логично, что зерно - это уже переработанная пшеница, поэтому мы относим зерно к несырьевому экспорту.

То, что имеет добавленную стоимость, заслуживает поддержки и является фокусом для РЭЦ. И, кстати говоря, немалую долю нашего экспортного портфеля занимают услуги. Экспорт услуг, таких как инжиниринг, проектирование, геодезия, услуги по строительству - это те сферы, в которых есть огромный потенциал.

- Какая именно российская высокотехнологичная продукция и услуги наиболее востребованы за рубежом?

- На самом деле перечень очень широк. Это и химическая промышленность - удобрения, каучуки. Это и самолеты, и наземный транспорт. Опять же сфера услуг. Настоящий подъем переживает тяжелый транспорт - например, КАМАЗ на рынках Азии и латинской Америки очень серьезно "подвинул" конкурентов. Мы разговаривали с коллегами, которые работают в Гане, они уже пробовали азиатские и европейские аналоги, сейчас все больше и больше склоняются как раз к КАМАЗам, которые себя зарекомендовали значительно лучше.

- Сейчас Вы активно осваиваете рынок Африки или пока только выходите на него?

- Для нас это крайне интересная история. Это во многом связано с тем, что с советских времен у нас туда "протоптана экспортная дорога", но несмотря на хороший фундамент торговых отношений, многое предстоит отстроить заново. У нас был интересный проект по поставке в Замбию платежных терминалов. Это некрупный бизнес. Изначально связи завязывают как раз такими компаниями. Новые рынки открывают именно небольшие экспортеры, пробивая дорогу где-то сами, где-то с нашей помощью. В прошлом году компания "Волгабас" заключила контракты на поставку автобусов на рынки стран Северной Африки, планируется экспорт готовых автобусов, шасси и машинокомплектов. Мы принимали участие в реализации данного проекта.

Порядка 80% российских инвестиций в Африку связано с разведкой и добычей природных ресурсов. Деньги идут, главным образом, в Анголу, Нигерию и ЮАР. В последние годы также в Экваториальную Гвинею, Ботсвану, Гану, Либерию, Сьерра-Леоне, Зимбабве, Республику Конго, Демократическую Республику Конго, Кению, Мозамбик, Танзанию, Уганду. Также я бы отметил строительство специализированных химических заводов, строительство дорог, мостов.

- РЭЦ запланировал проект Made in Russia, на эти цели выделяется 370 миллионов рублей. Будет ли Росэксимбанк участвовать в этой программе? Какие товары Вы считаете истинно российскими?

- Стратегическая задача проекта Made in Russia - повысить узнаваемость российских брендов на международной арене и как следствие повысить спрос на отечественную продукцию. В глобальном смысле это один из инструментов нефинансовой поддержки экспорта, но больше в имиджевом, а не в коммерческом плане.  При этом все банковские продукты будут доступны экспортерам-участникам проекта Made in Russia.

Если говорить про продукцию и услуги, на которые в первую очередь рассчитана программа, то это, в основном, товары народного потребления: продукты питания, бытовая химия, игрушки, текстиль, автомобили - и так далее. То есть мы должны помочь узнать о российской продукции конечному потребителю.

- Планирует ли Ваш банк запуск новых банковские продуктов для поддержки экспортеров?

- Мы как банк группы РЭЦ не должны конкурировать с коммерческим рынком. То, что финансово может поддержать коммерческий рынок, должен делать он, и это правильно. Мы посмотрели, где есть сложности. Сложности есть в финансировании иностранного покупателя, большинство коммерческих банков не готовы брать на себя риск иностранного заемщика.

Те, кто, скажем так, "рискнул это сделать", использовали механизм, предоставляемый агентством ЭКСАР, которое закрывает риски неплатежа иностранного покупателя. Количество подобных сделок растет от года к году, но банки все же пока осторожничают. В основном экспортеры - это зрелые компании, у которых есть ресурсы для создания экспортной продукции, но при выходе на новые рынки они сталкиваются, например, с требованием отсрочки платежа, к которому они не всегда готовы. А ведь поддержать экспортера можно не только предоставляя ему финансирование, но и предоставляя финансирование его покупателю. Помимо того, что кредитование иностранного покупателя не увеличивает и без того серьезную кредитную нагрузку на российские компании, это еще позволяет реально стимулировать спрос на российский экспорт. Возможность имплементировать в свое продуктовое предложение финансирование предлагаемого продукта/услуги повышает его шансы в тендерах. 

Второе направление - мы запустили более активно программу по гарантиям, этот вид поддержки был у нас в линейке, но мы его по разным причинам не развивали. Теперь же самое время провести некоторую оптимизацию наших процедур и активно предлагать экспортерам, в том числе и крайне востребованный вид гарантии, связанный с ускорением процедуры возмещения НДС.

Третий момент, который мы анонсировали еще в прошлом году - это программа по работе с российскими коммерческими банками, которые предоставили или планируют предоставить кредит компании-экспортеру. Мы готовы забирать на себя этот кредитный риск, оставляя остальной бизнес в первичном банке-кредиторе, это и поступление экспортной выручки, конверсионные и расчетные операции, не требуя перевода паспорта сделки в РЭБ.

- С какими банками Вы сотрудничаете по этому проекту?

- На сегодняшний день это банки как из топ-10, так и ряд региональных банков. Многие экспортеры понимают, что как только мы переводим кредит на свой баланс, мы можем за счет программы по субсидированию процентной ставки, реализуемой совместно с Минпромторгом России, существенно понизить стоимость кредита, если речь идет о высокотехнологичной продукции. То есть выгода очевидна для всех - в первую очередь для экспортеров, но также для коммерческих банков.

- Какое финансирование вы закладываете на эти программы?

Если мы говорим о гарантийной программе, то это порядка 10 миллиардов рублей, и примерно столько же мы хотим сделать по программе "банк для банков". Но мы видим, что объем готовности коммерческих банков поделиться с нами этим кредитным риском уже в 2-2,5 раза больше, возможно, мы превысим наши ожидания.

- С кем из зарубежных партнеров банк сейчас наиболее активно сотрудничает?

- На сегодняшний день мы имеем несколько активных регионов с точки зрения поступления запросов и реализованных проектов по финансированию экспортных операций. Это Республика Беларусь в регионе СНГ и Республика Куба в дальнем зарубежье.

В Белоруссии самым активными контрагентами являются банки - БелВЭБ, БПС-Сбербанк.

На Кубе - исторический партнер Банк BISCA. Кроме того, в середине января 2017 году подписано соглашение с еще одним крупным банком этой страны, в стадии подписания находится индивидуальное кредитное соглашение на поставку вагонов-хопперов, экспортер РМ-Рейл (производство Рузхиммаш).

Еще один достаточно активный регион, с точки зрения запросов на российский экспорт - Казахстан. Основными партнерами на сегодня являются - Цесна Банк, финансовая компания Казагрофинанс, в основном это поставка сельскохозяйственной техники.

По состоянию на середину января 2017 года заключено более 100 соглашений на сумму около 22 млрд рублей именно по программе кредитования иностранных покупателей, в том числе через их банки.

Учитывая особенности и широкую географию российского экспорта, мы решаем вопросы, связанные с расчетами, в том числе расчетами в национальных валютах. В рамках имеющегося кредитного портфеля мы уже проводим расчеты в рублях, евро и долларах США. Одновременно проводим работу по наиболее перспективным рынкам, таким как КНР, Египет, Турция, Вьетнам, Латинская Америка и Ближний Восток с целью расширения спектра клиринговых валют и возможностей кредитования наших экспортеров.

- Автопроизводители высказывались в пользу отдельной программы поддержки экспорта их продукции. Что Вы думаете по этому вопросу? Нужны ли каким-то отраслям специализированные механизмы поддержки?

- В каждой отрасли есть своя специфика и потребности также различны. Конечно, автопроизводители в этом плане наиболее активны. Поэтому для них и была обозначена первая субсидия, связанная с доставкой товаров до границы. Такие же программы РЭЦ планирует сделать для АПК и для IT-отрасли, это также обозначено в приоритетном проекте государства "Международная кооперация и экспорт", в котором РЭЦ активно участвует.

- Давайте поговорим о специфике российских регионов. Продукция каких регионов наиболее востребована для экспорта? Какие регионы наиболее активно взаимодействуют с Вами и зарубежными партнерами?

- Самые активные - это Центральный федеральный округ и Северо-западный федеральный округ. Регион, где колоссальный потенциал не раскрыт, но может быть реализован при соответствующей поддержке - это Дальневосточный федеральный округ - у него и прекрасная география, и емкий рынок, однако пока там мы в объеме несырьевого экспорта развиваемся чуть медленнее, чем хотелось бы.

Конечно, очень силен Приволжский федеральный округ, Уральский - там, где наше машиностроение, химия. В моем понимании Дальний Восток должен быть нацелен работать на Китай и АТР, Южный федеральный округ - с СНГ и странами Ближнего Востока, и Северо-Запад - это выход на Европу.

- Насколько система финансовой поддержки экспорта ориентирована на учет региональных особенностей?

- Об особенностях стоит говорить, исходя их того, с каким субъектом мы работаем. Тут практически зеркальная ситуация - в успешном регионе ситуация с экспортом позитивнее. Те субъекты, которые скорее относятся к реципиентам, нуждаются в более активной работе с нашей стороны, и здесь помимо финансовой поддержки очень важна образовательная составляющая. В прошлом году в полный рост заработал образовательный проект РЭЦ - его миссия, я бы сказал, "повысить уровень экспортной грамотности", объяснить все нюансы, показать, что экспорт - это не так сложно, как кажется, научить грамотному использованию всех возможных инструментов, в том числе государственной поддержки.

- На Ваш взгляд, насколько Россия сможет в 2017 году нарастить экспорт высокотехнологичной продукции?

- Согласно плану, рост должен составлять 7% в год. Я думаю, что мы должны стремиться к этой цифре. Кроме того, я считаю, что у нас в 2017, 2018 и 2019 году есть шанс повышающего тренда несырьевого экспорта.

- Вы ранее говорили, что Росэксимбанк планирует получить из федерального бюджета в 2017 году 8-10 миллиардов рублей в капитал. Принято ли уже соответствующее решение?

- Мы в своих планах исходили из того, что докапитализация в этом году должна составить 10 миллиардов рублей. Это нашло свое отражение в бюджете, такие средства предусмотрены. Наш бизнес-план строился с учетом того, что мы получаем из бюджета соответствующие денежные средства.

Росэксимбанк должен исполнять взятые на себя обязательства, если посмотреть ретроспективно исполнение задачи о капитализации Росэксимбанка на 30 миллиардов: 10 было сделано, 8,1 тоже было сделано, в этом году также 10 заложено. Объемы поддержки у нас сопоставимо растут - 2015 год мы закончили с показателем на уровне чуть более 15 млрд выдач, в 16-ом было выдано кредитов на общую сумму более 36 млрд рублей, по итогам 17-ого года мы доведем цифру финансовой поддержки до 80 млрд (речь идет и про кредитную, и про гарантийную поддержку).

- Вы ожидаете положительного финансового результата в этом году, о каких цифрах идет речь?

Росэксимбанк - это институт развития, мы не "заточены" в отличие от коммерческих банков на извлечение прибыли, наша задача именно поддержка. Тем не менее, безубыточность деятельности для нас также важна. По нашим расчетам прибыль к концу года будет на уровне 150-200 миллионов рублей.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем