МОСКВА, 2 мар - ПРАЙМ, Яна Рождественская. Инвесторы из стран Ближнего Востока за последние несколько месяцев приобрели долю сразу в двух крупных российских компаниях. В связи с этим некоторые эксперты начинают говорить о возможном росте ближневосточных инвестиций в российскую экономику в целом. Такой вариант еще более возможен с учетом того, что страны Ближнего Востока ищут возможности инвестировать в новые сферы на фоне снижения цен на нефть и их волатильности. Сейчас ближневосточные инвесторы готовы инвестировать в инфраструктуру, оборонные компании и коммерческую недвижимость.
Недавно было объявлено о том, что "Ростех" продал 12% акций холдинга "Вертолеты России" консорциуму Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и арабских инвесторов. Сумма сделки составляет 300 млн долларов, при этом соглашение предусматривает возможность увеличения инвестиций в дальнейшем до 600 млн долларов.
Ключевое место в сотрудничестве с ближневосточными инвесторами занимает РФПИ, который подписал соглашения об инвестиционном партнерстве с несколькими суверенными фондами, в том числе с саудовским суверенным фондом Public Investment Fund (PIF), кувейтским суверенным фондом Kuwait Investment Authority (KIA), катарским Qatar Investment Authority (QIA), эмиратскими Mubadala и DP World. С PIF РФПИ договорился об инвестициях на 10 млрд долларов - это одна из крупнейших прямых иностранных инвестиций в нашу страну в целом. Соглашение с Mubadala также предусматривает инвестиции на 7 млрд долларов. По словам генерального директора РФПИ Кирилла Дмитриева, до партнерства с РФПИ ближневосточные инвестфонды практически не инвестировали в Россию, и сейчас практически все эти фонды инвестируют в страну совместно или при участии РФПИ.
В декабре состоялась еще одна крупная сделка с участием ближневосточных инвесторов - 19,5% акций компании "Роснефть" были проданы за 10,2 млрд евро международной компании Glencore и суверенному фонду Катара Qatar Investment Authority (QIA). Также прошлой осенью QIA купил 25% управляющей компании аэропорта Пулково "Воздушные ворота Северной Столицы" (ВВСС). Ранее, в 2013 году, катарский холдинг Qatar Holding LLC во время вторичного публичного размещения (SFO) купил 2,95% акций российского банка ВТБ за 500 млн долларов.
Инвестиции со стороны арабских стран являются хорошей возможностью развития для российских компаний - по данным организации Sovereign Wealth Fund Institute (SWFI), занимающейся сбором и анализом данных о суверенных инвестфондах, общий объем ближневосточных фондов достигает 4 триллионов долларов. Это составляет до 40% всего объема суверенного капитала в мире.
Среди причин повышения интереса арабских инвесторов к России можно назвать снижение цен на нефть и связанное с этим стремление ближневосточных государств диверсифицировать свои активы, а также некоторую неопределенность на традиционных для инвесторов из этих стран направлениях - в Европе и США. "Ближневосточным инвесторам нужна диверсификация вложений, чтобы минимизировать страновые риски", - отмечает заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Андрей Верников. По его словам, такие риски возникли сейчас, например, в связи с импульсивностью Дональда Трампа, также растут европейские риски в связи с выходом Великобритании из ЕС и выборами в Германии и Франции.
"За счет того, что суверенные фонды Ближнего Востока, особенно стран Залива, аккумулировали под управлением значительные средства, они заинтересованы в капиталоемких и инвестиционно привлекательных проектах в третьих странах, которые обеспечивали бы им сохранность и возвратность этих средств в долгосрочной перспективе", - отмечает Дмитриев. По его мнению, Россия может быть привлекательна для ближневосточных инвесторов, потому что она испытывает большую потребность в создании качественной инфраструктуры и привлечении инвестиций в региональные проекты.
Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Александр Филоник также считает, что у ближневосточных инвестиций в Россию хорошие перспективы, хотя об устойчивой тенденции пока говорить рано. Правда, по его словам, сдерживающим моментом здесь является консерватизм и осторожность, в целом присущие арабским инвесторам.
Тем не менее сейчас, в связи со снижением цен на нефть, ближневосточные инвесторы, обычно склонные вкладывать в довольно узкий круг направлений и сфер, стремятся искать новые направления, одним из которых может стать Россия. "Конечно, у них есть интерес, но он может реализоваться при условиях, которые они сочтут выгодными, пока сложно точно сказать каких. Если Россия совершит шаги, которые инвесторы сочтут рыночными и увидят, что условия для инвестиций улучшаются, позиции России в рейтингах повышаются, то они придут сюда", - отметил Филоник.
Безусловно, пока инвестиции в российскую экономику не находятся на первых строчках для арабских инвестфондов и сильно уступают традиционным направлениям инвестиций. Например, 35% инвестиций эмиратского суверенного фонда Abu Dhabi Investment Authority приходится на Северную Америку, еще 20% - на Европу.
В то же время консерватизм арабских инвесторов имеет для России и свои плюсы. "Горизонт инвестирования у арабских инвесторов длинный, поэтому они спокойно относятся к снижению суверенных рейтингов России, понимая, что через несколько лет они могут восстановиться", - считает Верников.
По его оценке, среди наиболее привлекательных направлений инвестиций для ближневосточных инвесторов - инфраструктурные проекты, оборонные компании и программы, а также коммерческая недвижимость. "Дополнительный плюс для арабских инвесторов, если объекты находятся в условно исламских республиках, например, Татарстане", - считает эксперт. По словам Дмитриева, сейчас можно наблюдать интерес ближневосточных инвесторов к широкому диапазону отраслей от инфраструктуры до здравоохранения.