Статья

Отставки в силовых структурах не коснутся высших руководящих постов

Читать на сайте 1prime.ru

Ротация кадров может продлиться до осени 2017 года

 

МОСКВА, 9 мар - Прайм, Наталья Карнова. Перестановки в силовых ведомствах, активизировавшиеся в начале этого года, могут продолжится в течение ближайших трех-четырех месяцев. Однако руководства министерств и ведомств это не коснется. После официального начала избирательной кампании структура силовых ведомств будет "заморожена" до выборов, а перемены если и будут, то лишь после вступления главы государства в должность.

Путин снял с должностей десять генералов из структур ФСИН, СК и МВД

Эксперты не исключают, что после выборов власти вернутся к идее создания "мегаведомства", под крылом которого объединится несколько структур, в том числе, Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральная служба охраны (ФСО) и Служба внешней разведки (СВР). Плавная, но вместе с тем масштабная реформа в стане силовиков не прекращается - она призвана оптимизировать службы как с точки зрения финансов, так и с позиции управленческой целесообразности.

ГЕНЕРАЛЫ ТЕРЯЮТ ДОЛЖНОСТИ

Президент Владимир Путин в четверг снял с занимаемых постов десять генералов из структур министерства внутренних дел (МВД), Следственного комитета (СК) и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Соответствующий указ главы государства опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Ранее в начале февраля указом президента были сняты с должностей 16 генералов МЧС, МВД и СК. Тогда же глава государства назначил двух заместителей руководителя МЧС и начальника Управления на транспорте МВД по Сибирскому федеральному округу. Прокурором республики Крым был назначен Олег Камшилов, а Ленинградской области - Борис Марков. Руководителем следственного управления СКР по Севастополю назначен Виктор Таниф.

Причины кадровых перестановок оба раза не уточнялись. Однако эксперты сходятся во мнении, что речь идет о мероприятиях, не связанных напрямую с предстоящими в марте 2018 года президентскими выборами. "Как правило, поодиночке увольняют только высокопоставленных представителей силовых структур - на уровне начальника управлении федерального ведомства и выше. Сотрудников на местах на уровне не ниже генерала снимают с постов «пакетами» в 10-15 человек. Так произошло сейчас, то же было в феврале", - полагает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.

По его мнению, генералов оба раза снимали с постов не по причине каких-то нарушений, а по собственному желанию, выслуге лет, состоянию здоровья и т.п. "Если хотят наказать, то руководителя даже на среднем уровне убирают с должности персонально. Так было, например, в управлении по борьбе с коррупцией МВД после скандала с полковником Захарченко", - привел пример эксперт.

Кроме того, сообщение о снятии генералов с должностей было сделано так, чтобы произвести минимальный общественный резонанс, полагает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Если бы речь шла о том, чтобы подвести их под выборы, заявление придержали бы до официального начала кампании, а сами увольнения встроили бы в предвыборную программу как конкретные шаги по реформированию силовых структур.

РЕФОРМА В ДЕЙСТВИИ

Вместе с тем, по мнению Абзалова, мы наблюдаем подспудно протекающую реформу силовых структур для снижения финансовой нагрузки на бюджет. "Генералов и прочих управленцев слишком много, а ведомства подчас дублируют функции друг друга. Для повышения эффективности решено уделять больше финансирования оперативной работе, а управленческие структуры по возможности оптимизировать", - считает он.

Эксперт напомнил о том, что недавно произошли изменения в структуре ФСИН, и обсуждалась даже реформа СК с передачей его функции МВД и объединением ФСБ и ФСО. Уже прошло слияние ФСКН и ФМС с МВД. С экономической и стратегической точки зрения это верные шаги, полагает Абзалов. Финансовые издержки по содержанию избыточных структур ложатся на местные администрации и федеральный бюджет, а избыток организаций, перед которыми приходится отчитываться, вредит бизнесу. "При сохранении адекватного уровня контроля и повышения эффективности системы одного окна достаточно одного контакта с правоохранительными органами", - уверен Абзалов. 

Аналогичные изменения происходят и в гражданской госслужбе с ведомствами, службами, структурными подразделениями, добавил он. Так, в начале 2016 года Росфиннадзор был присоединен к Федеральному казначейству, при этом функции валютного контроля были переданы Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе. Тогда же Минтрансу были переданы функции Росграницы, которую президент упразднил своим указом.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Эксперты не исключают, что подобные "пакеты" увольнений в силовых структурах могут проходить еще не раз, но лишь в течение ближайших трех-четырех месяцев. "После официального старта избирательной кампании, который, вероятно, произойдет осенью, никаких кадровых перестановок уже не будет", - уверен Абзалов. Тем более, маловероятны знаковые отставки в руководстве министерств и ведомств, добавил он.

"Дело в том, что силовые структуры - это весомая часть электората, который нужно собрать в «единый кулак», поскольку произойти может любая неожиданность. Реформы накануне выборов слишком рискованны. Другое дело, что обещание этих реформ может войти в избирательную программу первого лица, и перестановки начнется после его вступления в должность. Однако на обсуждавшееся в прессе создание силового мегаведомства пока, судя по всему, денег нет, поэтому пока появилась лишь Росгвардия", - рассуждает эксперт.

При этом эксперимент с Росгварией показал, что взаимодействие силовых структур ухудшилось, полагает Салин. "Шестеренки начали вращаться медленнее, поскольку работают не институты, а личные связи, которые оказались нарушенными. Поэтому было принято решение не продолжать перестановки как минимум до выборов. Хотя работа по созданию Министерства госбезопасности на основе ФСБ, в которое вошли бы ФСО и СВР, уже шла полным ходом, а в Следственном комитете начали происходить внутренние перестановки", - сказал он.

Процесс омоложения поколений элиты мы уже видим по гражданским структурам, в частности, по ротации губернаторов. То же произойдет и с силовиками, однако не аврально, а постепенно, спустя некоторое время после выборов. Отличие в том, что подобные решения с силовыми ведомствами необходимо проводить хирургически точно, разово и скопом, чтобы не допускать толкований, чья очередь следующая, рассуждают эксперты. При этом даже если генералов отправляют в отставку, они получают достаточно солидный соцпакет и вправе заниматься бизнесом, образовательными проектами или другой общественно полезной деятельностью.

Обсудить
Рекомендуем