ФРС незаметно осуществляет количественное ослабление: с середины января объемы ликвидности выросли на $267 млрд

Читать на сайте 1prime.ru

Подняв базовую процентную ставку на 0,25% в среду, 15 марта, Федеральная резервная система некоторое время продолжала наращивать свой баланс, весьма основательно скупая за наличные огромное количество активов, чтобы успокоить трейдеров.

Только за те две недели, которые предшествовали повышению процентной ставки по федеральным фондам (процентная ставка, по которой банки США предоставляют в кредит свои избыточные резервы на короткие сроки другим банкам) до 0,75-1,0%, объем "новой" ликвидности составил 115,5 миллиарда долларов.

Если это было сделано для того, чтобы вызвать у публики замешательство, тогда эту миссию можно считать выполненной. Просто посмотрите на заголовки газет, которые пытаются разобраться, как рынки могут отреагировать на "ужесточение кредитной политики", а также на сбивчивые комментарии экспертов, размышляющих о предпочтительных сроках платежа и категориях активов, пока ФРС продолжает постепенно сворачивать политику доступных и дешевых кредитов.

Но публика изменилась. Создается впечатление, что всех известных "знатоков ФРС", получавших шести- и семизначные ежегодные компенсации, уволили, потому что сейчас, как полагают простаки, ФРС посвящает их во все подробности своих методов "руководства форвардным рынком".

Суть этого "руководства", согласно заявлениям ФРС, сейчас сводится к следующему: ФРС намерена "нормализовать" чрезвычайно раздутый баланс и негативные реальные процентные ставки вместе с кривой дохода, затрагивающие десятилетние казначейские ценные бумаги.

Обманешь меня раз…

Однако это противоречит тому, что в настоящий момент делает ФРС. К примеру, те 267 миллиардов долларов, которые ФРС добавила к своему балансу с середины января, составляют треть ее последнего "нормального" среднемесячного остатка денежных средств – в размере 820 миллиардов долларов – перед началом финансового кризиса 2008 года. В результате значительного роста объемов ликвидности в последние два месяца денежная база ФРС составила 3,9 триллиона долларов, то есть почти достигла рекордного уровня, наблюдавшегося в августе 2014 года.

О каком процессе нормализации тогда идет речь? Эти цифры, скорее, указывают на колоссальный новый раунд количественного смягчения, которое совершенно "упускают", но так любят финансовые рынки.

ФРС также идет на еще одну уловку: она увеличивает сумму денег в обращении, одновременно повышая их стоимость. Создается впечатление, что стоимость денег больше не определяется предложением и спросом на них. Но ФРС это делает: на прошлой неделе она повысила фактическую процентную ставку, по которой банки предоставляют кредиты друг другу с 0,66% до 0,9%, несмотря на то, что с начала марта избыточные резервы банковского сектора выросли на 115 миллиардов долларов, достигнув невероятно высокого уровня в 2,2 триллиона долларов.

А теперь ответьте, кому вы поверите – мне или собственным глазам?

Между тем ФРС продолжает колдовать. Увеличение процентной ставки на прошлой неделе объясняется тем, что "дела в экономике идут хорошо", а уровень инфляции соответствует целевым показателям.

Грамотный "знаток ФРС" спросил бы: дела в экономике идут хорошо? Вы имеете в виду экономику, рост которой в прошлом году замедлился до 1,6% с 2,6% в 2015 году? Или ФРС охватил энтузиазм в связи с 1,9% роста в четвертом квартале – резкое падение по сравнению с 3,5% в третьем квартале – потому что это больше жалких 1,5% потенциала роста экономики США без учета инфляции?

Может быть, ФРС усматривает огромный потенциал в замедлении роста доходов населения после вычета налогов и с поправкой на инфляцию?

Эта переменная доходов лежит в основе трех четвертей американской экономики (потребительские расходы и инвестиции в жилищное строительство), однако ее рост в прошлом году замедлился до 2,8%, что намного ниже 3,5% роста в 2015 году.

Структурные причины инфляции

Как насчет рабочих мест? Да, в этом отношении мы достигли приличного прогресса, однако нам все еще нужно обеспечить 14,9 миллиона человек (9,4% трудоспособного населения) стабильной работой. И почти 40% гражданской рабочей силы сейчас находятся за пределами рынка труда. Очевидно, президент Трамп рассчитывает на профессиональную подготовку в немецком стиле, которая позволит этим людям вернуть трудоспособность, однако это очень длительный проект, который до сих пор остается только на бумаге.

И разве мы уже забыли об обещанном "значительном снижении налогов для среднего класса", "крупнейшем со времен Рейгана"?

Возможно, еще нет, но пока неясно, как дополнительные доходы от налогов для богатых и от ожидаемого ускорения экономического роста помогут профинансировать снижение налогов для среднего класса. Очевидно, Белый дом хочет иметь нейтральный для дефицита бюджет и перераспределяет государственные расходы соответствующим образом. Именно так и должно быть, потому что США не могут позволить себе растущий дефицит бюджета. Напомню, что мы должны увеличить первичный бюджетный профицит до 3-4% от ВВП (с текущего дефицита в 1% от ВВП) и держать его на таком уровне в течение многих лет, чтобы остановить и развернуть вспять рост государственного долга США, который сейчас составляет 20 триллионов долларов.

Стабильность цен – это еще одна проблема. В феврале инфляция потребительских цен выросла до 2,7% с 0,8% в июле 2016 года. Ее ключевой компонент (то есть инфляция потребительских цен за вычетом расходов на питание и энергию) устойчиво держится на уровне 2,0-2,3% уже больше года, а цены в секторе услуг уже долгое время растут со скоростью 3-4%.

Однако настоящая картина инфляции становится видна, если посмотреть на структуру удельных трудозатрат – то есть затрат на рабочую силу за вычетом производительности труда – потому что именно они являются основой любых среднесрочных прогнозов инфляции. Прошлогодний устойчивый рост спроса на рабочую силу привел к повышению годовых темпов роста оплаты труда до 2,9%. Это обернулось увеличением удельных трудозатрат на 2,7% в результате незначительного роста производительности труда на 0,2%.

Здесь можно отметить сразу два момента. Во-первых, нам необходимо увеличить количество и квалификацию (то есть производительность) трудоспособного населения, чтобы понизить стоимость единицы продукции. Во-вторых, здесь ФРС совершенно бессильна, потому что это область трудовой, образовательной, торговой политики и политики в сфере здравоохранения.

Инвестиции

Я считаю, что странные и не слишком разумные действия ФРС необходимо рассматривать как весьма похвальную попытку помочь новой администрации разработать приемлемую фискальную, структурную и торговую политику в атмосфере порядка на финансовых рынках, уверенности населения в завтрашнем дне и оптимизма в рядах делового сообщества.

Однако ФРС должна четко объяснить законодательной и исполнительной ветвям власти, что в этой точке делового цикла крайне важно сосредоточиться на стабильности цен. Белый дом и Конгресс должны как можно скорее выполнить свою часть соглашения, потому что любой серьезный провал в борьбе с инфляцией сразу же поставит под угрозу перспективы экономического роста.

Высокая активность экономической политики администрации Трампа – это очень хорошо. Однако она не должна сбавлять темпы, чтобы обеспечить прочную основу для функционирования рынка.

Один из шагов в этом направлении был предпринят на прошлой неделе. Вашингтон использовал визит немецкой делегации, чтобы прояснить свою торговую политику – свободную, но справедливую – где "справедливость" стоит понимать как отказ мириться с чрезмерным и систематическим активным сальдо торгового баланса, являющимся результатом неприемлемой (в духе "разори соседа") экономической политики. Именно об этом писал Джон Мейнард Кейнс (John Maynard Keynes) в Статьях соглашения Международного валютного фонда в Бреттон-Вудсе в 1944 году.

Вашингтон может захотеть "закрепить" это в качестве обязательного к применению правила на платформе согласования международной экономической политики во время саммита Большой двадцатки, который пройдет в Гамбурге в июле.

Между тем нам необходимо скоординировать политику внутри США. Экономика США, финансовые рынки и доллар нуждаются в том, чтобы денежный, фискальный, структурный и торговый элементы политики были согласованы.

Это позволит ФРС пересмотреть свои методы "руководства форвардным рынком", чтобы защитить его авторитет. Если это сделать, то такие странные меры, как увеличение объема денег в обращении и одновременное повышение их стоимости, будут попросту не нужны.

(Цит. по CNBC, перевод выполнен ИноСМИ)

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем