МОСКВА, 21 мар - ПРАЙМ. Высокую занятость в России обеспечивает "ценовая подстройка", однако она влечет и нестабильные зарплаты, и значительное неравенство, рассказал директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон на презентации доклада о состоянии рынка труда, подготовленного Центром стратегических разработок (ЦСР).
"В России за 25 лет сложилась, укрепилась специфическая модель рынка труда, в рамках которой адаптация происходит преимущественно за счет ценовой подстройки. Это происходит и в кризис, и на этапе роста. В основе специфической модели лежит определенная конфигурация институтов – МРОТ, пособие по безработице, трудовое законодательство, "двухъярусная зарплата", и эта система институтов обеспечивает высокую занятость и низкую безработицу почти автоматически, но ценой нестабильных зарплат и значительного неравенства, она не стимулирует создание новых рабочих мест", - сказал Гимпельсон.
Таким образом, по мнению авторов доклада, ключевая особенность российской системы состоит в том, что приспособление рынка труда к колебаниям экономической конъюнктуры происходит, главным образом, за счет изменений стоимости труда, а не за счет изменений в занятости и безработице. Такая модель рынка сильно отличается от того, что считается нормой в ряде других стран.
"Иными словами, когда в других странах случается экономический кризис, политики и экономисты с ужасом смотрят, как падает занятость, и вследствие этого растут показатели безработицы. В России ничего подобного не случается – здесь режут, задерживают и даже не выплачивают зарплаты, но не пытаются увольнять", - говорится в комментарии к докладу.
По мнению экспертов, у формулы "стабильно высокая занятость – низкая безработица" есть своя цена, это сильные колебания в заработной плате. Однако это не означает гибкости формулы. По динамике заработной платы можно проследить все шоки, с которыми сталкивалась российская экономика, уточняется в аннотации, ведь именно заработная плата брала на себя все "удары судьбы" – практически мгновенно реагировала на любые, даже незначительные изменения в рыночных условиях.
По мнению Гимпельсона, вызовами для российского рынка труда является сокращение числа молодежи, консервация низкой производительности труда и доли малооплачиваемых рабочих мест.
"Если говорить о вызовах, то прежде всего это демография, не просто сокращение численности занятых, но значительное сокращение численности молодежных групп, медленные темпы создания рабочих мест, что ведет соответственно к замедлению модернизации и консервации низкой производительности труда, а также значительной доли "плохих" рабочих мест, отсутствие профессионального переобучения, что особенно заметно, когда мы смотрим на работников в старших возрастах", - сказал директор Центра трудовых исследований ВШЭ.