МОСКВА, 5 апр — ПРАЙМ, Александра Крыжановская. Один из крупнейших в России поставщиков авиационного топлива — "Газпромнефть-Аэро" - планирует инвестировать в программу развития компании до 2025 года порядка 20 миллиардов рублей
На сегодняшний день в клиентский портфель оператора входит порядка 150 российских и иностранных авиакомпаний. При этом "Газпромнефть-Аэро" продолжает увеличивать свое присутствие на российском и международном рынке. При этом за 10 лет работы компания уже инвестировала в новое строительство, покупку активов, а также в их модернизацию порядка 20 миллиардов рублей.
О расширении присутствия в России, за рубежом - в Китае, Индии, Таиланде. О том, почему компания выбрала такую стратегию, несмотря на общее снижение продаж на рынке авиатоплива, тенденциях, а также актуальных вопросах законодательства, рассказал в интервью агентству "Прайм" генеральный директор компании Владимир Егоров.
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ
Согласно стратегии развития компании, к 2025 году с учетом возможностей и окончания проектов по реконструкции перерабатывающих заводов, "Газпромнефть-Аэро" намерена кратно увеличить объем розничной реализации керосина – до 4,4 миллиона тонн.
Говоря о розничном рынке авиатоплива в целом, то в 2016 году он снизился на 7,7% и составил порядка 8 миллионов тонн по отношению к 2015 году, отметил собеседник.
"Соответственно на этом фоне продажи "Газпромнефть-Аэро" по отношению к 2015 году тоже несколько снизились, но динамика чуть меньше, что позволяет нам говорить о том, что все-таки относительно процентного соотношения на рынке мы сработали в плюс, то есть снизились на 6,4%. И объемы розничной реализации, то есть объем заправки "в крыло" составили 2,1 миллиона тонн. Для сравнения в 2015 году эти объемы составляли 2,2 миллиона тонн", - сказал Егоров.
По словам гендиректора "Газпромнефть-Аэро", такая отрицательная динамика была как по рынку в целом, так и по российским аэропортам. "Первое это банкротство авиакомпании "Трансаэро". После него, те слоты и направления, которые были у "Трансаэро" были перераспределены между другими авиакомпаниями, что позволило увеличить загрузку бортов этих компаний. Второе – запрет полетов над Синайским полуостровом в Египет, затем запрет полетов в Турцию. Все это, безусловно, в 2016 году сыграло ключевую роль", - отметил Егоров.
СТАНДАРТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЕДИНЫ ДЛЯ ВСЕХ
Ранее российские авиакомпании обратились в Минтранс с просьбой ввести единые правила игры для участников авитопливного рынка. Как сообщала газета "Коммерсант", Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) попросила министерство транспорта разъяснить, какие сейчас действуют требования к заправке самолетов авиакеросином, так как за два года после отмены в середине 2015 года обязательной сертификации топливозаправочных компаний (ТЗК) и лабораторий контроля качества авиакеросина чиновники так и не разработали альтернативы.
Гендиректор "Газпромнефть-Аэро" подтвердил Прайм данное обращение АЭВТ. По его словам, такая неопределенность привела к тому, что авиакомпании выдвигают разные требования к заправке воздушных судов, что приводит к диссонансу в работе на авиатопливном рынке.
В тоже время собеседник, отметил, что "Газпромнефть-Аэро" соответствует и подстраивается под требования как российских, так и международных стандартов. Однако, по мнению Егорова, необходимо вернуть обязательную сертификацию, в которой будут прописаны международные требования.
"Общаясь с коллегами, мы приходим к выводу, что было бы логично иметь единые требования. Сейчас у нас есть добровольная сертификация. Мое мнение, что обязательную сертификацию нужно вернуть, но нужно задуматься над тем, какие требования мы пропишем. Я бы все-таки больше склонялся именно к международным требованиям, которые соответствуют общемировым практикам", — сказал он.
Собеседник агентства отметил, что вопрос о возращении обязательной сертификации ТЗК находится на стадии обсуждения.
ОБ ОТНОШЕНИИ К ТОПЛИВНЫМ КОТИРОВКАМ
Говоря о соблюдении авиакомпаниями сроков оплаты за топливо, Егоров отметил, что после банкротства "Трансаэро", поставщики изменили свое отношение к контролю. "Мы практически в онлайн-режиме отслеживаем все платежи, стараемся, чтобы не допускались случаи просроченной дебиторской задолженности, но и коллеги относятся к этому с пониманием. Это банкротство ("Трансаэро" – прим ред.) послужило таким неким дисциплинирующим фактором", — сказал Егоров.
"Мы практически всем компаниям предлагаем формульное ценообразование, хотите — на основе международных котировок, хотите — на основании российских. Я бы хотел акцентировать внимание на вопросе котировок на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже, чтобы эти котировки были восприняты нашими авиакомпаниями на том же уровне, как и международные котировки. На мой личный взгляд, внутрироссийская котировка учитывает реальную цену рынка, то есть туда входит биржевая цена, плюс учитываются все внебиржевые сделки",— сказал собеседник.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОВЕСТКА
Потенциально интересными регионами для развития бизнеса компании являются регионы с максимально доступной логистикой относительно нефтеперерабатывающих заводов "Газпром нефти", то есть это страны Центральной и Юго-Восточной Азии, а также Европа.
"В 2016 году мы достаточно серьезно продвинулись в Китае. Расширяем сотрудничество с China Aviation Oil Hong Kong Co. Ltd. (CAOHK). Китайский рынок сейчас достаточно востребованный. Мы это видим, в частности, по количеству китайских туристов, а это серьезная доля на российском туристическом рынке. Мы заправляем китайские компании в России",— сказал Егоров.
Также на сегодняшний день достаточно неплохих показателей "Газпромнефть-Аэро" достигла по заправкам в Индии, отметил гендиректор. "Индия как раз востребована российскими туристами. Мы можем осуществлять заправку воздушных судов в 35 аэропортах Индии. У нас подписано соглашение c Hindustan Petroleum. Буквально в конце прошлого года мы его пролонгировали еще на три года. Кроме того, компания традиционно работает с таиландской нефтегазовой PTT", — добавил собеседник.
Расширению топливно-заправочного бизнеса поспособствовало возобновление заправки "в крыло" регулярных рейсов казахстанского перевозчика SCAT в аэропорту Шарм-эш-Шейх в Египте. "Газпромнефть-Аэро" заключила на год новое соглашение с авиакомпанией SCAT.
Авиасообщение между РФ и Египтом было прервано в конце 2015 года после авиакатастрофы над Синайским полуостровом самолета российской авиакомпании "Когалымавиа", летевшего из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. По словам гендиректора "Газпромнефть-Аэро", до авиакатастрофы компания заправляла порядка 30 тысяч тонн авиатоплива ежегодно. При возобновлении полетов из РФ в Египет, заправки будут осуществляться согласно потребностям, отметил он.
"У нас достаточно хорошие отношения с национальной египетской компанией. И они тоже, безусловно, ждут возобновления полетов", — заметил Егоров.
Гендиректор "Газпромнефть-Аэро" добавил, что к 2025 году компания планирует войти в топ-20 авиатопливных операторов в мире.
ПЛАНЫ В РОССИИ
Согласно планам "Газпромнефть-Аэро", компания намерена в 2017 году приступить к строительству ТЗК в Саратове, довести до необходимых требований ТЗК в Чукотском автономном округе. Комментируя планы по созданию совместного предприятия на Ямале по трём аэропортам — Салехард, Надым и Новый Уренгой, Егоров отметил, что реализация данного проекта требует большого количества времени.
"Реализация идет в соответствии с теми планами, которые у нас были. У нас планировалось начало топливно-заправочной деятельности в 2019 году. … Мы начали поставки топлива в Салехарде по договору хранения", — добавил он.
Что касается развития бизнеса в московском регионе, то компания продолжает осуществлять заправку в аэропортах "Домодедово", "Внуково" и "Жуковский" на партнерских условиях договора. Однако вопрос о строительстве ТЗК в этих аэропортах, в дополнение к тому комплексу, которым компания владеет в "Шереметьево", пока не стоит, отметил гендиректор "Газпромнефть-Аэро".
Говоря о дальнейших планах по расширению связей с международными и российскими игроками авиационной отрасли, Егоров сказал: "Нам бы хотелось перейти на некий новый и качественный уровень взаимоотношений с теми партерами, которые у нас есть на сегодняшний день".