МОСКВА, 5 апр - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Выданное ФАС крупнейшим российским сотовым операторам - МТС, "Мегафону", "Вымпелкому" (торговая марка "Билайн") и "Т2 Мобайл" (бренд Tele2) предписание в связи с ростом платежей за рассылку смс-сообщений не окажет влияния на конечных пользователей, поскольку оплаты входящих смс и звонков нет. Что касается агрегаторов, через которых уходят рассылки, то тарифы для них действительно могут снизиться. В целом рынок смс-рекламы продолжит расти, при этом существенная его часть переходит в мессенджеры, в том числе, WhatsApp и Viber.
В ЧЕМ ВИНА ОПЕРАТОРОВ
ФАС признала "большую четверку" виновной в нарушении закона о защите конкуренции. По данным службы, все четыре оператора с октября 2014 года по декабрь 2015 года, пользуясь доминирующим положением на рынке, ввели новый порядок расчета с смс-агрегаторами за рассылку сообщений. Таким образом, агрегаторы стали оплачивать смс-трафик за каждого клиента, тогда как ранее действовала система расчета по общему объему смс-трафика. Это лишило компании, заказывающие рассылки, возможности объединения, что увеличило для них стоимость услуги. Для "Мегафона" увеличение составило 116%, для МТС - 176%, для "Вымпелкома" 77%, для "Т2 Мобайл" - 33%.
Чтобы выполнить предписание, операторы должны будут пересмотреть политику смс-рассылок. Кроме того, согласно КоАП, размер штрафа для сотовых операторов может составить от 300 тысяч до 1 млн рублей.
Оператор "Tele2" от комментариев отказался. Получить комментарий от остальных операторов на момент написания статьи не удалось.
СМС ДЕШЕВЛЕ НЕ СТАНУТ
По мнению экспертов, никаких существенных изменений вследствие предписания ФАС не произойдет. "По закону за входящие смс и звонки мы не платим, поэтому на конечных потребителях предписание не отразится никак", - уверен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
В целом операторы могут снизить цены, насколько - станет понятно по результатам диалога с агрегаторами. "Думаю, в конечном итоге будет возврат к прежней модели работы. Возможности для снижения тарифов есть, тем более, агрегаторы являются крупными оптовыми покупателями и будут стараться продавить более выгодные для себя условия. Дальнейшее будет зависеть от стойкости операторов", - рассуждает управляющий партнер ТМТ Консалтинг Константин Анкилов.
По его словам, наиболее крупными пользователями смс-рассылок рекламного характера являются финансовые структуры - прежде всего, банки, а также ритейлеры, информирующие общественность о скидках, новых поступлениях и т.п., рассказал Анкилов. Для таких игроков существуют специальные оптовые тарифы с учетом гигантского трафика, который проходит по их заказам. Они также могут быть скорректированы в сторону снижения.
КАК РАБОТАЕТ СМС-СПАМ
Рассылка рекламных сообщений с использованием базы сотовых операторов в последнее время поставлена на поток и значительно автоматизирована. По словам Кускова, в рассылках смс-сообщений рекламного характера «человеческий фактор» практически исключен. Есть два варианта: первый - легитимная рассылка. В этом случае компания, желающая оповестить население о своих предложениях, обращается непосредственно к оператору и тот проводит для нее рассылку. "В этом случае возможна даже рекламная акция с призами, бонусами и т.п.", - добавил эксперт.
Во втором случае - компания обращается к третьим лицам, у которых есть пул номеров абонентов различных операторов, и те за определенную плату рассылают сообщения через агрегаторы или кустарным способом, с привлечением людей. Впрочем, последний вариант используется все реже.
С учетом распространения смартфонов все чаще используются другие каналы оповещения населения о рекламных акциях. Многое делается через мессенджеры, включая WhatsApp и Viber. Они тоже "привязаны" к базе сотовых телефонов. Спам в любом случае более выгоден, чем реклама на телевидении и радио, и более результативен, чем email-рассылки: в последнее время серверы научились хорошо "фильтровать" нежелательную почту. Операторы получают от этого не так много - комиссию за базу номеров или за сам разовый факт рассылки. Поэтому одними предписаниями в их адрес не обойтись - необходимо четко регулировать рынок смс-рекламы и действия всех его участников, уверен Кусков.
РЕКЛАМА ЧЕРЕЗ ПРИЛОЖЕНИЕ
Важность четкого регулирования этой сферы важна, поскольку на фоне вышеперечисленных плюсов рекламные рассылки будет развиваться и дальше, полагают эксперты. "Особенно быстро растут альтернативные способы взаимодействия организаций с потребителями услуг - прежде всего, с помощью мессенджеров. Агрегаторы все чаще предлагают такие рассылки. Кроме того, активизируется прямое общение с потребителями через установленное на его электронном устройстве приложение компании", - рассказал Анкилов.
По его словам, характерным примером является Сбербанк, приложения которого установлены у многих клиентов. С их помощью банк не только делает рассылки, но и продвигает мобильные платежи, высылает подтверждение проведенной транзакции. Расходы банка на такой способ рекламы минимальны, а посредников в лице агрегаторов нет. Однако такой способ подходит лишь для крупных банков и ритейлеров - у небольших компаний приложения, как правило, отсутствуют.