Андрей Карабьянц, обозреватель Агентства экономической информации "Прайм"
МОСКВА, 18 апр - ПРАЙМ. В результате переговоров между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко был урегулирован спор между Россией и Белоруссией в нефтегазовой сфере. После признания долгов за поставленный российский газ и погашения задолженности перед "Газпромом" Минск получил право на реэкспорт беспошлинной нефти из России и рассчитывает получить значительную прибыль. Перепродажа российского сырья на рынке Восточной Европы способна привести к падению цен на Urals в регионе.
"ТРАНСНЕФТЬ" ОПРЕДЕЛИЛАСЬ С ОБЪЕМАМИ
После погашения Минском задолженности перед "Газпром" в размере $726,2 млн "Транснефть" оперативно скорректировала экспортный график с целью увеличения поставок в Белоруссию. Нефтетранспортная компания увеличит прокачку сырья на белорусские НПЗ во втором квартале с 4 до 5 млн т, а в третьем и четвертом кварталах будет поставлено еще 15 млн т. Таким образом, с учетом 4 млн т, полученных в первом квартале, Белоруссия в этом году обретет желаемые 24 млн т беспошлинной российской нефти - объем, который соответствует номинальной мощности белорусских НПЗ.
Экспортная пошлина на Urals в апреле установлена в размере $88,9/т, среднее значение пошлины при вывозе нефти за пределы Таможенного союза в январе - апреле составила $87,13/т.
Кроме того, все поставки будут осуществляться исключительно трубопроводным транспортом. Ранее российские компании поставляли нефть на белорусские НПЗ также по железной дороге. Поскольку железнодорожные тарифы значительно выросли в последние несколько лет, то Минск сможет сэкономить значительную сумму. По подсчетам белорусских экспертов, разница между тарифом на перекачку по трубопроводу и перевозкой железнодорожным транспортом может составлять $60-$70/т.
РЕЭКСПОРТУ БЫТЬ
Изначально сразу после завершения переговоров с белорусскими коллегами Аркадий Дворкович категорично заявил, что "никакого реэкспорта не будет". Но заявление вице-премьера было вскоре опровергнуто российскими и белорусскими официальными лицами.
После достижения договоренности с Путиным Лукашенко сообщил, что в ближайшие несколько лет "денежные средства от "перетаможки" 6 млн т нефти ежегодно будут поступать в бюджет Белоруссии". Минск уже в этом году рассчитывает получить дополнительно $500 млн. Если средняя цена на Urals до конца года останется выше $50/барр., то белорусский бюджет получит еще больше - около $520 млн - значительная сумма для страны, доходная часть бюджета которой в 2017 г. запланирована в размере 18,2 млрд руб. ($9,68 млрд при текущем курсе белорусского рубля к доллару США).
Окончательно ясность внес глава Минэнерго РФ Александр Новак. По его словам, Россия предоставит 24 млн т нефти в этом году, а дело белорусской стороны, какой объем куда направлять, - на свои НПЗ или в третьи страны. При этом российский министр особо подчеркнул, что "мы не называем это реэкспортом, мы поставляем это (нефть - ред.) нашим белорусским партнерам".
Вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко в воскресенье сообщил о поставках российской нефти в объеме 24 млн т/г до 2024 г. включительно. "Транснефть" должна начать увеличение объемов прокачки в Белоруссию 18 апреля. Таким образом, договоренности между Москвой и Минском в нефтяной сфере носят долгосрочный характер. Если график поставок будет исполняться в соответствии с заявлениями руководства "Транснефти", то белорусские НПЗ не смогут переработать весь объем нефти, который они должны получить в этом году, из-за низкого объема поставок в период с 1 января по 18 апреля этого года. Часть сырья придется отправить за пределы Белоруссии - реэкспортировать.
Кроме увеличения поставок нефти Россия также освободила Белоруссию от обязательных поставок нефтепродуктов на российский рынок. Эта обязанность носила формальный характер, поскольку поставки моторного топлива белорусского производства никогда не были значительными из-за низкой привлекательности внутреннего рынка России по сравнению с рынком международным.
В конце прошлого года чиновники Минэнерго говорили о возможности поставок белорусского бензина с целью недопущения дефицита на внутреннем рынке России, который мог образоваться из-за остановки Московского НПЗ в начале 2017 г. Однако отечественные НПЗ сумели обеспечить потребности российских потребителей в бензине в полном объеме, без помощи белорусских партнеров.
В понедельник "Транснефть" официально сообщила о возобновлении поставок нефти на НПЗ в Капотне. Опасения дефицита бензина в России не оправдались.
КУДА ПОСТАВЛЯТЬ?
В этом году Минск планирует реэкспортировать 6 млн т нефти. В основном этот объем будет направлен за рубеж во второй половине этого года, когда ежеквартально в Белоруссию планируется направлять по 7,5 млн т. Поскольку Минск может реализовать такой значительный объем сырья только в странах Восточной Европы - это представляет угрозу для интересов российских нефтяных компаний в регионе.
У Белоруссии нет долгосрочных договоров на поставку нефти с потребителями на Западе, поэтому сырье может реализовываться только на спотовом рынке. Если 6 млн т поступят на ограниченный рынок Восточной Европы в течение относительно короткого периода времени, то это обвалит нефтяные цены.
Кроме того, не понятно, как Минск собирается поставлять нефть на международный рынок. Если это будут трубопроводные поставки, то необходимо договориться с "Транснефтью" о прокачке по трубопроводу "Дружба". Это сделать возможно, но только за счет российских компаний ведут отгрузки по этому маршруту.
В случае железнодорожных поставок - менее прибыльных из-за высоких транспортных издержек - реэкспорт может осуществляться в направлении Мажейкяйского НПЗ в Литве или Кременчугского НПЗ на Украине, которые способны перерабатывать Urals. При поставках на эти два завода транспортное плечо самое незначительное.
Однако поставки на НПЗ в Литве могут осуществляться за счет уменьшения отгрузок российских объемов в Усть-Луге и Приморске.
Поставки на Кременчугский НПЗ возможны - российская нефть давно не поступает на это предприятие, контролируемое печально известной группой "Приват" Игоря Коломойского - если не принимать во внимание политические соображения, которые отходят на второй план, когда речь идет о значительной прибыли.