Энергетика

ОПЕК+ поверила в себя: цены на нефть вырастут во II половине года

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 29 мая - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. По результатам совещания в Вене в конце прошлой недели, ОПЕК и присоединившиеся к картелю страны продлили соглашение о сокращении добычи нефти еще на 9 месяцев. На совещании выражалась уверенность, что благодаря снижению добычи в ключевых странах ОПЕК и России избыток нефти на рынке будет ликвидирован уже во второй половине этого года. Во время венской встречи затрагивался даже вопрос о порядке выхода из соглашения с целью предотвращения обвала цен. Страны-производители нефти обрели уверенность, что совместные действия могут изменить ситуацию на рынке и обеспечить повышение цен.  

ОПЕК+ лучше, чем ОПЕК

Вопреки скептицизму, царившему в среде экспертов нефтегазовой отрасли, страны-участницы ОПЕК в ноябре 2016 года сумели достичь соглашения о сокращении добычи на 1,16 млн барр./сут. в течение 6 месяцев. Для каждой страны был определен объем снижения производства, но на три государства соглашение не распространялось – Иран, Ливия и Нигерия. Ирану разрешили даже повысить добычу, но только до уровня, который был до введения санкций против Исламской республики со стороны Запада. Исключения были сделаны также для Ливии и Нигерии, поскольку из-за внутренних вооруженных конфликтов добыча в этих странах значительно снизилась. 

Соглашение между странами-участницами ОПЕК о сокращении добычи было поддержано 11 государствами, не входящими в картель, в том числе Россией. Таким образом, было создано объединение из 21 страны, которое получило неофициальное название ОПЕК+. 

По данным западных агентств, страны ОПЕК уже в январе 2017 года снизили производство углеводородного сырья на 1,15 млн барр./сут. – 99% от установленной квоты – в первую очередь благодаря усилиям Саудовской Аравии, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов. В апреле ОПЕК добилась снижения на 1,3 млн барр./сут. от уровня октября 2016 года – больше, чем требовалось в соответствии с венским соглашением. 

Страны, не входящие в ОПЕК, в свою очередь, обязались сократить добычу на 558 тыс. барр./сут., в том числе Россия – на 300 тыс. барр./сут.  Однако государства, поддержавшие ОПЕК, не сумели добиться поставленной цели. По состоянию на конец апреля сокращение составило всего на 385 млн барр./сут. – 69% от установленной квоты. 

Только 10 стран объединения ОПЕК+ выполнили взятые обязательства в полном объеме или даже перевыполнили их. Россия вошла в их число. На прошлой неделе, накануне очередной встречи в Вене глава Минэнерго Александр Новак России заявил, что в начале мая снижение добычи нефти в стране достигло установленного венским соглашением объема – 300 тыс. барр./сут. Более того, после продления соглашения ОПЕК+ на 9 месяцев Новак сообщил, что в этом году добыча в России составит 547 млн т – на 4 млн т меньше, чем планировалось ранее.  

ОПЕК+ удалось сделать то, чего не смогла добиться ОПЕК в одиночку.  

Сланцевая добыча и стратегические запасы

До последнего времени американские сланцевые компании сдерживали рост нефтяных цен, но темпы увеличения добычи в США замедлились и не могут компенсировать сокращение производства в ОПЕК+.  

По данным EIA (Управления энергетической информации США), добыча нефти в стране на прошлой неделе выросла всего на 15 тыс. барр./сут., достигнув 9,32 млн барр./сут. – на 445 тыс. барр./сут. больше, чем среднесуточный показатель прошлого года. 

При этом, значительный рост добычи наблюдается только на сланцевой структуре Permian Basin, где в следующем месяце прогнозируется добыча в объеме 2,49 млн барр./сут. – больше, чем в Венесуэле, которая обладает крупнейшими запасами нефти в мире. 

По последним данным сервисной компании Baker Hughes, в США сейчас находятся в эксплуатации 722 буровые установки, из которых 362 используются именно на Permian Basin.

Но и на этой структуре эффективность производства снижается, в связи с чем компании вынуждены увеличивать количество буровых. EIA ожидает, что в июне средний прирост добычи на одну буровую установку составит 630 барр./сут. – на 10 барр./сут. меньше, чем в мае. 

Кроме того, из-за быстрого роста объема буровых работ в США уже ощущается нехватка специалистов, обученного персонала и оборудования для проведения гидроразрыва пласта (ГРП). Это привело к росту цен на услуги нефтесервисных компаний, и, как следствие, к повышению себестоимости добычи. Повышение издержек по причине дефицита персонала и оборудования уже негативно отражается на доходах многих американских нефтяных компаний и понижает их конкурентоспособность. 

Добыча сланцевой нефти перестает быть сдерживающим фактором для роста нефтяных котировок. На рынок сейчас большее влияние оказывают слухи о возможной распродаже стратегических запасов. 

По сообщениям американских СМИ, в администрации президента США Дональда Трампа обсуждается вопрос реализации части стратегических запасов нефти, которые в настоящее время составляют 688 млн барр. При текущем уровне потребления этого объема достаточно для обеспечения потребностей страны в течение 147 дней, что превышает установленный минимум – 90 дней. 

Ожидается, что Трамп уже в ближайшие дни подпишет указ о реализации 50% стратегических запасов. Остается неизвестным, каким образом будет осуществляться распродажа. Если большие объемы сырья поступят на рынок в течение короткого времени, то это может привести к падению цен на нефть, но падение будет носить кратковременный и локальный характер. Большая часть стратегической нефти будет поглощена американским рынком, а на зарубежные рынки поступят незначительные объемы. Однако спекуляции по поводу стратегических запасов повышают нервозность на нефтяном рынке.  

Китайский фактор

Рост потребления в Китае оказывает все большее влияние на мировой рынок нефти. В марте этого года импорт нефти в страну достиг рекордного уровня – 9,21 млн барр./сут. В первом квартале 2017 года среднесуточные поставки в страну составили 8,5 млн барр./сут. (105 млн тонн) – на 15% больше, чем годом ранее. По результатам первых трех месяцев 2017 года Китай стал крупнейшим импортером нефти в мире, опередив США. 

Уже сейчас можно утверждать, что в 2017 году объем импорта нефти в КНР превысит 400 млн тонн, а зависимость страны от импорта этого вида углеводородов возрастет до 70%. 

На фоне роста импорта собственная добыча в Китае снижается быстрыми темпами. В 2016 году она сократилась на 6,9% г/г – до 4 млн барр./сут. (около 200 млн т/г). В первом квартале этого года падение продолжилось. В январе–марте в Китае добыча составила 48 млн тонн (3,89 млн барр./сут.), на 6,8% меньше относительно первого квартала 2016 года. Причина падения – высокая себестоимость извлечения нефти на старых истощенных месторождениях.

Рост зависимости от импорта энергоносителей угрожает стабильному развитию китайской экономики, поэтому Пекин предпринимает меры, направленные на поддержку отечественных нефтяных компаний. Но меры господдержки не способны кардинально изменить ситуацию. В китайском правительстве прогнозируют, что добыча в 2020 году в стране составит около 4 млн барр./сут., что соответствует уровню добычи прошлого года. 

Рост потребления и падение собственной добычи – недооцененный фактор, способствующий повышению нефтяных котировок. 

Перелом наступит во второй половине года

На фоне стабильного роста потребления в мире избыточные запасы нефти будут ликвидированы уже в этом году, а нефтяные котировки достигнут желаемого для большинства членов ОПЕК уровня – $60-65/барр. Ряд представителей ОПЕК+ выражают уверенность, что перелом на рынке наступит во второй половине 2017 года. Однако этим надеждам суждено сбыться только в том случае, если будет соблюдаться венское соглашение, и добыча нефти в странах ОПЕК+ останется на текущем уровне. Более того, на последнем совещании в Вене даже обсуждался вопрос выхода из соглашения о сокращении добычи нефти. С целью предотвращения обвала нефтяных цен после завершения действия соглашения в марте 2018 года предлагается сделать процесс наращивания добычи поэтапным. Но этот вопрос будет детально обсуждаться на следующем заседании в Вене.

Обсудить
Рекомендуем