МОСКВА, 1 июн — ПРАЙМ. Председатель совета фонда "Центр стратегических разработок" (ЦСР), экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин выразил мнение, что весь нефтяной сектор России должен быть приватизирован в ближайшие 7-8 лет. Кудрин считает, что уменьшение государственного сектора и увеличение частного сектора должны стать приоритетом. "Не нужно нам сегодня государственных компаний", — сказал Кудрин, выступая на сессии ПМЭФ. В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал, что у правительства пока нет планов по приватизации нефтяного сектора. Помощник президента РФ Андрей Белоусов подтвердил, что вопрос о дальнейшей приватизации нефтяных компаний, в том числе "Роснефти" и "Газпрома", на повестке дня не стоит. "Я к этому отношусь остро отрицательно, ровно потому что мы не знаем, что будет через 8 лет с нефтью, не знаем, что будет с нефтяными компаниями, как будет развиваться не только конъюнктура, но и как стратегия", — сказал Белоусов.
Эксперты, опрошенные агентством "Прайм" в целом одобряют приватизацию нефтяных госкомпаний, но напоминают об их роли в геополитике и предостерегают правительство от поспешных, непоследовательных действий.
Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров считает, что в текущих условиях надеяться на дальнейшую приватизацию "нефтянки" не стоит. "Пока трудно представить в реальности высказанные пожелания приватизации. Пока госкомпании будут генерировать достаточно с точки зрения государства прибыли, те же "Газпром" и "Роснефть", пока они будут следовать указаниям Кремля и решать геополитические задачи по проникновению на европейские и азиатские рынки в соответствии с политической конъюнктурой, пока будут осуществлять высоко рисковые инвестиции за рубежом, но в интересах государства, их не тронут", - сказал эксперт агентству "Прайм".
Он уверен, что такие изменения в секторе вообще невозможны без "тектонических сдвигов и изменений в промышленности в целом". " Если не будет каких-то серьезных форс-мажоров, в текущих условиях осуществление предложения Кудрина в заданных временных рамках стоит под большим сомнением", - считает эксперт.
Он также напомнил, что приватизация крупнейших госкомпаний может негативно повлиять на социальную сферу. "Тот же "Газпром" несет на себе немалые социальные обязательства. Последствия могут быть огромными.", - сказал он.
Тем не менее, он отметил, что из-за сложившейся структуры отрасли, в том числе численности компаний и формы собственности, замедляется успешное развитие отрасли. "Государственный сектор в "нефтянке" сейчас сильно разросся, а число игроков существенно сократилось из-за чего, на мой взгляд, понизился общий уровень конкуренции", - сказал он, добавив, что главное в приватизационных процессах – последовательность.
Эксперт выразил мнение, что государственные компании могут развиваться достаточно эффективно. "Есть примеры Норвегии, Италии, Кувейта, Саудовской Аравии. Нефтяные госкомпании в этих странах развиваются успешно с точки зрения тех задач, которые стоят перед бюджетами и экономиками этих стран. Однозначно говорить, что государственное – значит плохое, не очень корректно", - сказал он.
При этом он назвал и минусы госкомпаний, среди которых более негибкое поведение при принятии решений, а также подчиненность задач бизнеса геополитическим интересам, когда компании действуют в угоду политическим пожеланиям. Нестеров отметил, что стране необходимы реформы, но осуществлять их необходимо последовательно.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов РФ Алексей Белогорьев считает, что на данный момент государство не заинтересовано в приватизации нефтегазового сектора.
"Если говорить об институциональных вопросах, то, конечно, государство не заинтересовано в приватизации. Пока, на мой взгляд, приватизация нефтяного сектора – это благие пожелания Кудрина и других экономистов. Никаких реальных планов нет. Остро проблема приватизации в нефтегазовой отрасли не стоит ", - сказал он агентству "Прайм".
Между тем, Белогорьев выразил мнение, что в случае приватизации стратегия нефтяных компаний изменится незначительно. "При приватизации компания остается той же компанией, с теми же активами и существует в тех же рыночных условиях. Вопрос просто в том, кто является собственником, и кто будет получать дивиденды от акций. Как показывал опыт того же "Газпрома", когда доля государства снижалась до 38%, то есть ниже контрольной, государство не снижало уровень влияния на стратегические решения компании", - сказал он, заключив, что "разговоры о том, что снижение доли государства снижает его контроль над компанией – это неправда".
"В России отношения строятся таким образом, что даже на 100% частная компания вынуждена прислушиваться к государству при решении стратегических вопросов", - сказал он, назвав нежелание государства приватизировать нефтяные компании психологическим барьером. "Это больше психологический барьер, который мешает политическому руководству решиться передать в частные руки те или иные ключевые активы", - резюмировал эксперт.