Статья

Рост тарифов или новое банкротство: авиарынок ищет выход из кризиса

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 6 июн - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Российские авиакомпании в 2016 году получили убытки на 10 млрд рублей, пишет "Коммерсант". Наибольшие потери пришлись на внутренние направления – 33 млрд рублей. Этот провал не смогла покрыть даже прибыль за счет зарубежных авиаперевозок в размере 23 млрд рублей. При этом перевозки в 2016 году на внутренних линиях выросли на 7,3%, а на международных - упали на 18,6%. Выручка перевозчиков составила 1 трлн рублей. 

По словам президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна, почти 20% затрат приходится на оплату лизинга самолетов, на 20 млрд рублей подорожало аэропортовое обслуживание, на 2 млрд рублей – услуги аэронавигации. Ситуацию смягчило снижение НДС на внутренних линиях, которое помогло сэкономить 40 млрд рублей. Однако уже в 2018 году действие этой меры должно прекратиться.

Несмотря на то что были предприняты серьезные меры, направленные на поддержку авиакомпаний – НДС сократился до 10%, работала программа субсидирования авиаперевозок, по итогам 2016 года они все равно показали отрицательный результат, констатировал исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Это выглядит удивительно на фоне феноменально высокого финансового результата группы "Аэрофлот", заработавшей за прошлый год более 38 млрд рублей, добавил он.

В свою очередь, эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода предположил, что АЭВТ может и не учитывать "Аэрофлот" и других крупных игроков в своей методике подсчета, если эти компании не входят в ассоциацию. "Если принять это во внимание, то все может быть не так печально", - полагает он.

Причина убытков

Главной причиной убытков Пантелеев назвал затоваривание рынка самолетами. "После банкротства "Трансаэро" некоторое время был дефицит воздушных судов, что дало возможность авиакомпаниям благополучно заработать на сокращении конкуренции. Но в 2016 году ввезли много самолетов, и к IV кварталу дефицит был полностью ликвидирован. Зато образовался профицит провозных мощностей и авиакомпании вынуждены были серьезно снижать цены, чтобы загрузить борты", - пояснил он. 

Этой зимой цены на внутренние рейсы были ощутимо ниже, чем в 2015-2016 годах, что вкупе с сохраняющимся высоким уровнем издержек привело к падению выручки. Международные перевозки в 2016 году не достигли докризисного уровня, поскольку население еще не оправилось от шока, и не смогли скомпенсировать убытки на внутренних линиях даже благодаря некоторому росту цен. 

В настоящее время этот тренд сохраняется - авиабилеты внутри России дешевеют, а на зарубежных направлениях, напротив, дорожают, свидетельствуют данные интернет-сервиса для путешественников Biletix. Средняя стоимость авиабилетов по внутренним направлениям туда-обратно на предстоящие июньские праздники снизилась почти на треть, или на 29%, с 10,733 тысячи рублей в прошлом году до 7,905 тысячи рублей в нынешнем. По международным направлениям стоимость перелета туда-обратно, напротив, выросла на 12%, с 13,548 тысячи до 15,213 тысячи рублей, пишет Biletix в своем обзоре.

Нужна ли ритуальная жертва?

Эксперты дали разные прогнозы развития ситуации на авиарынке в 2017 году. По мнению Пантелеева, вряд ли следует ждать улучшений. Это связано с тем, что профицит бортов сохранится, более того, под летнюю программу завезли столько самолетов, что зимой для их загрузки опять придется демпинговать. "Осложняет дело то, что по-прежнему нет решения по возобновлению полетов в Египет. В этом случае проще было бы загрузить избыток бортов в зимний период", - добавил он.

Выправить ситуацию на рынке могло бы, прежде всего, сохранение льгот по НДС для внутренних авиаперевозок и рассмотрение вопроса о снижении этого налога до нуля, полагает эксперт. "Второе – важно открыть Египет, чтобы загрузить значительную часть самолетов на востребованном зимнем туристическом направлении. И, наконец, третье – чтобы авиакомпании и отрасль в целом могли заработать, нужна, образно выражаясь, "ритуальная жертва". Если бы крупная авиакомпания прекратила полеты, это позволило бы сократить конкурентное давление на рынке. Это позволило бы уцелевшим перевозчикам выйти в плюс", - считает он.

Сами компании пытаются наладить дело за счет наращивания пассажиропотока – с начала этого года он увеличился на 20%. "Бесспорно, это повлияет на объем выручки, в первую очередь, на международных направлениях, однако на внутренних линиях при нынешнем уровне тарифов дополнительный пассажиропоток едва ли принесет значительную прибыль", - комментирует Пантелеев. Маржинальность перевозки останется минимальной, и если в пике июля-августа заработок будет, то уже в октябре возможен убыток, отметил он. 

В свою очередь, Никода из Газпромбанка уверен, что в 2017 году ситуация на авиарынке сложится лучше, нежели в 2016-м. Количество пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями, может установить рекорд - 100 млн человек. Расширена программа по субсидированию внутренних перевозок, восстанавливается пассажиропоток, люди постепенно адаптируются к спаду в экономике, пояснил он. 

"За четыре месяца текущего года мы наблюдаем весьма позитивную динамику – опережающими темпами идет восстановление международных перевозок (почти на треть к аналогичному периоду 2016 года), растут и внутренние направления", - рассуждает он. Растет и километраж совершенных перелетов. На это повлияла низкая база 2016 года, укрепление курса рубля и возвращение перелетов в Турцию. "На фоне воодушевляющего роста трафика есть риск, что на популярных летних направлениях пиковые загрузки могут стимулировать авиакомпании к некоторому повышению цен на билеты", - добавил эксперт. 

Обсудить
Рекомендуем