НЬЮ-ДЕЛИ, 22 июня. ПРАЙМ. Apple<AAPL> Inc. усиливает свою атаку на Индию, которая, возможно, станет последним рынком значительного роста продаж iPhone, сообщает Dow Jones.
Первые iPhone, произведенные в Индии, начали продаваться в магазинах в июне. Компания надеется, что сниженные цены поспособствуют росту продаж в этой густонаселенной стране, в которой рыночная доля Apple составляет лишь 3%.
Кроме того, компания из калифорнийского Купертино вынашивает планы открыть флагманские магазины в крупных городах Индии и помочь сотням третьих лиц-продавцов открывать новые магазины невиданными темпам. Она также создала центры разработки для создания приложений для местных граждан и улучшения технических характеристик местных картосхем.
Хотя стратегия Apple, как правило, состоит в том, чтобы продавать премиальные устройства телекоммуникационным операторам, ее инициативы в Индии отражают реалии развивающегося рынка: зарплаты здесь низкие, скорость передачи данных на мобильных устройствах медленная, а потребители в основном покупают телефоны в небольших независимых магазинах. К тому же компании придется справиться с низкой узнаваемостью бренда и своим относительно поздним выходом на местный рынок, где фора принадлежит Samsung Electronics Co.
"Это не стремление продавать премиальные устройства, это стремление продавать устройства во что бы то ни стало", - считает Лорен Гунвер, аналитик Kantar Worldpanel.
Хотя Индия уже является вторым по величине рынком мобильных услуг после Китая, ожидается, что за четыре года по конец 2020 года число абонентов в Индии увеличится на 310 млн человек – больше, чем в любой другой стране, по оценкам GSMA, международной ассоциации провайдеров мобильных услуг. Поскольку Apple стремится усилить свои позиции в Индии, Samsung и таким китайским компаниям, как Xiaomi Corp. и Lenovo Group Ltd., придется разделить этот рост с ней.
"Мы считаем, что потенциал Индии велик, поэтому прилагаем усилия, чтобы осуществить эту возможность", - заявил в ходе октябрьского конференц-звонка с аналитиками генеральный директор Тим Кук.
Рыночная доля Samsung на индийском рынке смартфонов составляет 24%, причем ранее в июне компания объявила, что удвоит свои производственные мощности в стране за счет новых инвестиций в размере 760 млн долларов в завод по выпуску смартфонов и холодильников, расположенный вблизи индийской столицы.
Популярность завоевывают и такие китайские бренды, как Oppo и Vivo. Согласно Kantar Worldpanel, в 1-м квартале этого года они удвоили свою долю на рынке смартфонов до 50%.
Как считает аналитик Mizuho Securities Абхи Ламба, Apple, возможно, придется умерить ожидания инвесторов в Индии, где к 2020 году она будет контролировать, возможно, только 5% рынка, или примерно 10 млрд долларов, а это немного для компании, чья годовая выручка превышает 215 млрд долларов.
"Они не могут игнорировать это, – говорит он. – Однако этого недостаточно, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки".
Нью-Дели использует гигантский местный рынок для привлечения международных производителей, создавая при этом путь развития, отличный от того, которым следовали экспортоориентированные экономики Японии, Южной Кореи и Китая. Если менее дорогие iPhone станут популярны у представителей растущего среднего класса Индии, то производство, возможно, будет расширено, будет создано больше рабочих мест, а спрос может вырасти на фоне повышения уровня жизни. Это аналогично тому, что 100 лет назад сделал для молодой перспективной экономики США Ford<F> благодаря своей недорогой модели Model-T.
Индия многое сделала для того, чтобы убедить Apple выпускать свои смартфоны на своей территории. Власти смягчили ограничения для иностранных инвесторов, чтобы сделать Индию более открытой страной. Нью-Дели, следуя в русле инициативы "Сделано в Индии", сформулированной премьер-министром Нарендрой Моди, стремится стимулировать экосистему производителей комплектующих для телефонов с целью осуществления поставок международным производителям электроники.
Согласно ограничениям на инвестиции, принадлежащие иностранцам ретейлеры с одним брендом, как в случае с Apple, должны были производить порядка 30% своих товаров на местном рынке, чтобы иметь возможность открывать свои собственные магазины.
Apple ранее обратилась с просьбой о снятии данного ограничения, однако тогда ее просьбу отклонили. Позднее, по словам госчиновников, Нью-Дели заявил, что компаниям предоставляется три года, чтобы выполнить это требование. Кроме того, по словам одного чиновника из Министерства торговли, пожелавшего остаться неназванным, Apple также отказали в разрешении импортировать в Индию бывшие в употреблении смартфоны с целью их восстановления и перепродажи.
"Правительство стремится к тому, чтобы самая дорогая компания в мире осуществляла в стране свои операции, – заявил чиновник. – Мы надеемся, что в ближайшем будущем достигнем взаимовыгодного соглашения".
Когда компания решила выпускать в Индии собственные телефоны, то в качестве производителя iPhone SE, своей самой дешевой модели, она выбрала тайваньскую Wistron Corp. Производство началось в мае.
Высокие цены iPhone – основная причина, по которой Apple не может продавать в Индии больше устройств. По оценкам аналитиков, более 75% смартфонов, продаваемых в стране, реализуются по цене менее 250 долларов, а 95% – по цене менее 500 долларов. iPhone SE был представлен в прошлом году по цене примерно в 600 долларов за штуку, а сейчас продается по цене примерно в 325 долларов. Теперь же его стоимость может снизиться до уровня, на котором больше индийцев смогут позволить себе купить его.
Как отметил Файсал Кавуса, главный аналитик в CMR, если цены на данную модель опустятся ниже 300 долларов, то станут достаточно привлекательными для потребителей, которые сейчас тратят аналогичную сумму на премиальные телефоны на базе ОС Android.
Кроме того, компания пытается расширить в Индии свою дистрибьюторскую сеть. В стране, по данным Mizuho Securities, примерно 85% продаж смартфонов приходятся на фрагментированную сеть небольших ретейлеров. Apple поддерживает торговых посредников с помощью маркетинговых материалов и мебели, а также оказывает им другие виды помощи. По словам осведомленного источника, в следующем году компания планирует поддержать 200 новых магазинов.
По мере выхода на индийский рынок Apple столкнулась с проблемой узнаваемости своего бренда. Почти половина населения, согласно опросу Morgan Stanley, не знают бренд Apple. По словам источника, чтобы повысить узнаваемость бренда, компания рассматривает открытие флагманских магазинов в Нью-Дели, технологическом центре страны Бангалоре и финансовом центре Мумбае.
Вдобавок Apple увеличивает ставку на контент. В марте она открыла в Бангалоре первый в своем роде центр по созданию приложений, чтобы помочь разработчикам кодов создавать приложения на базе iOS для Индии. Как отмечает Джаянта Колла, основатель исследовательской фирмы Convergence Catalyst, в стране насчитывается примерно 3 млн разработчиков мобильных приложений, но лишь менее 15% из них занимаются продукцией iOS. Apple также открыла офис в Хайдарабаде, чтобы улучшить характеристики карт.
Разумеется, чтобы ближе узнать бренд Apple, жителям Индии не обязательно покупать iPhone. Стремясь привлечь молодых пользователей, компания в этом году начала предлагать студентам местных колледжей сервис Apple Music, который также доступен на устройствах на базе ОС Android. Эта услуга стоит 93 цента в месяц, менее одной пятой того, что она стоит в США.