МОСКВА, 28 июн - ПРАЙМ. ПАО "Газпром" может уже в текущем году покинуть внутренний турецкий рынок газа. По сведениям "Коммерсанта", Газпромбанк завершает выход из компании Promak, которая владеет по 60% в двух импортерах газа из России в Турцию. Это Enerco и Avrasya. Кроме того, "Газпром" собирается продать другой свой актив в стране — Bosphorus gas. В начале июня об этом говорил зампред правления монополии Александр Медведев. Эксперты напомнили про убытки Bosphorus — около 100 млн евро в 2016 году.
По мнению опрошенных "Прайм" экспертов, решение обусловлено экономическими факторами. "Бизнес внутри турецкого рынка из-за новых правил, внедряющихся регуляторами в рамках реформирования по европейскому образцу, становится все менее выгодным. Частные трейдеры как минимум не получают прибыли, а как максимум – терпят убытки", - отметил замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.
К причинам низкой маржинальности участия "Газпрома" во внутреннем рынке газа Турции старший аналитик по нефтегазовому сектору АТОН Александр Корнилов отнес ослабление турецкой лиры и позицию регуляторов, устанавливающих на внутреннем рынке жестко контролируемые низкие тарифы, что делает работу менее выгодной. "Кроме того, последние события показывают, что Турция стремится национализировать этот рынок, поэтому лучше особенно на него не рассчитывать", - указал он.
Работать себе в убыток в течение определенного времени было бы возможно в случае серьезных перспектив роста участия, но на турецком рынке их нет, рассуждают эксперты. "В свое время российская сторона договаривалась об увеличении доли в трейдерских компаниях, однако это не было реализовано, поскольку власти и структуры близкие к ним взяли бизнес под свой контроль. В настоящее время там происходит некий передел собственности, и "Газпром" не одинок в желании сократить долю на рынке или вовсе его покинуть, пока активы не отняли", - подчеркнул Гривач.
По словам официального представителя "Газпрома" Сергея Куприянова, компания рассматривает разные варианты сотрудничества с потребителями газа Турции и будет адаптировать работу под меняющуюся конъюнктуру рынка в стране.
ПОТОЛОК ДОСТИГНУТ
Таким образом, не исключено, что "Газпром" вовсе уйдет с внутреннего турецкого газового рынка и сосредоточится на экспортных поставках в страну. Турецкий рынок, как второй по объемам экспорта для "Газпрома", имеет для нас очень большое значение, подчеркнул Куприянов. "Мы исходим из того, что роль Турции как крупнейшего энергетического игрока в регионе в дальнейшем будет расти", - добавил он.
Газпром" – крупный поставщик газа в Турцию, на его долю приходится свыше 50% рынка. Однако опрошенные "Прайм" эксперты уверены, что на текущий момент "Газпром" фактически достиг предельного размера поставок в Турцию, и наращивание объемов экспорта затруднительно. "Во-первых, потребление уже не растет так сильно, во-вторых, Турция старается диверсифицировать поставки. Она интенсивно вводит в строй терминалы по приему СПГ и рассматривает альтернативных поставщиков. Кроме того, вскоре должен быть запущен газопровод из Азербайджана и Ирана. Поэтому конкуренция будет жесткой", - полагает Корнилов.
По мнению Гривача, в настоящее время инфраструктура страны не готова к росту объемов газа. Чтобы изменить ситуацию, необходимо строить подземные газохранилища, развивать внутреннюю сеть газопроводов, газифицировать населенные пункты и развивать газоемкое производство. Однако возможности для роста доли "Газпрома" сохраняются вместе с ростом рынка, а это весьма вероятно с учетом хорошего экономического потенциала Турции, рассуждает Гривач. Если инфраструктура появится, то вырастет и спрос. В этом случае у "Газпрома" появится неплохой шанс нарастить поставки.
ЧТО БУДЕТ С "ТУРЕЦКИМ ПОТОКОМ"
Эксперты сходятся во мнении, что на строительство газопровода "Турецкий поток" выход "Газпрома" с внутреннего рынка страны не повлияет. Проблемы на внутреннем рынке существуют давно, однако они не помешали подписанию договоренностей и началу строительства, поскольку речь идет о двух параллельных историях, отметил Гривач.
Трейдинг на внутреннем рынке мог бы позволить "Газпрому" потенциально укрепить позиции и стимулировать турецких потребителей к закупкам именно российского, а не чьего-то чужого газа, рассуждает Корнилов. Однако напрямую внутренний и экспортный рынок не связаны, и ситуация с "Турецким потоком" зависит скорее от политических переговоров на правительственном уровне. На данный момент мы видим, что Турция заинтересована в реализации этого проекта, поэтому при обоюдном интересе сторон он будет развиваться, заключил эксперт.