МОСКВА, 11 июл /ПРАЙМ/. Арбитражный суд Московского округа оставил в силе судебные акты двух нижестоящих инстанций, отклонивших иск шести иностранных страховых компаний о взыскании с российской компании "Капитал страхование" 4 миллионов долларов, которые истцы ранее перевели ответчику для выплаты пострадавшим после крушения самолета Sukhoi SuperJet 100 в Индонезии в 2012 году.
Как следует из информации на сайте суда, окружной суд во вторник отклонил кассационную жалобу истцов на принятое в октябре 2016 года решение арбитражного суда Москвы, утвержденное в марте 2017 года постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда.
Самолет был застрахован компанией "Капитал страхование", которая затем перестраховала свои риски на 95% на зарубежном рынке. Перестраховщиками на условиях синдиката Ллойда выступили более 20 страховых компаний, в том числе компании-истцы - QBE Corporate, Starr Syndicate, Starr Insurance and Reinsurance, Muenchener Rueckversicherungrs-Gesellchaft AG, Dornoch, Catlin Insurance Company (UK).
После крушения самолета эти шесть компаний перечислили российскому страховщику 3,5 миллиона долларов для выплат родственникам погибших пассажиров и летчиков. Однако позже, по результатам расследования, они пришли к выводу, что крушение самолета не являлось страховым случаем, так как произошло, по их мнению, в ходе демонстрационного полета, а страховка распространялась только на испытательные полеты. В связи с этим компании-перестраховщики обратились в суд с требованием вернуть выплаченные ранее средства вместе с процентами.
Представитель истцов заявил в суде первой инстанции, что полет был демонстрационным, поскольку при испытаниях не допускается присутствие пассажиров. Ответчик сослался на заключение производителя - компании "Гражданские самолеты Сухого", в котором говорится, что этот полет входил в программу испытаний.
Суд согласился с доводами ответчика, указав в решении, что "во время испытательно-демонстрационных полетов для показа самолета потенциальным заказчикам выполнялась комплексная оценка работы навигационного оборудования, то есть осуществлялось испытание и оценка работы оборудования самолета в нормальных условиях".
Суды рассматривают дело повторно. При первом рассмотрении три инстанции удовлетворили иск, согласившись с доводами истцов, однако коллегия Верховного суда по экономическим спорам в феврале 2016 года эти судебные акты отменила и направила дело на пересмотр.
ВС РФ указал, что "существенным для разрешения вопроса о наступлении страхового случая по договору перестрахования, и, как следствие, возникновении у перестраховщиков обязанности произвести страховое возмещение в такой ситуации является определение вида полета, совершаемого воздушным судном в момент его крушения".
Sukhoi SuperJet 100, выполнявший первый демонстрационный тур по странам Азии, разбился 9 мая 2012 года во время показательного полета в Индонезии. На борту находились 45 человек, в том числе восемь россиян, все погибли. Причиной катастрофы стал так называемый человеческий фактор, было установлено, что технических претензий к самолету нет.