Статья

"Яндекс" рулит к историческому успеху

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 13 июл — ПРАЙМ, Анна Подлинова. "Яндекс" и Uber создадут совместное предприятие стоимостью 3,725 млрд долларов, которое займется бизнесом по онлайн-заказу поездок в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Советы директоров компаний уже одобрили сделку, закрытие ожидается в четвертом квартале 2017 года. Аналитики единодушны в оценках: "Яндекс" все-таки больше выигрывает от сделки, хотя и Uber, разумеется, получает немало. Они говорят, что сделка позволит компаниям существенно оптимизировать издержки и не исключают, что цены на поездки в такси могут со временем подрасти. 

Старший аналитик "Атона" Михаил Ганелин говорит, что, в первую очередь, это отличная сделка для "Яндекса". "Потому что он получает контрольную долю в объединенной компании", - пояснил Ганелин агентству "Прайм", заметив, что фактически сейчас на рынке конкуренция идет между двумя основными игроками. 

"Яндекс" и Uber объединят бизнес по онлайн-заказу поездок в РФ и странах СНГ

С объединением усилий, по словам Ганелина, компании перестанут демпинговать, объединят автопарк, и смогут эффективнее его использовать: принимать еще больше заказов, лучше оптимизировать маршруты, быстрее подавать машины. Вместе с тем, Ганелин отметил, что такое объединение может привести к росту тарифов. "Это факт, но вряд ли они вырастут существенно", - заметил он. По его мнению, пока что также есть небольшие опасения по поводу монополизации рынка. "Но они невелики, все-таки "Яндекс" не является монополистом", - пояснил он. 

Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин отмечает, что новость хорошая для обоих участников сделки, потому что они перестают конкурировать, что значит прекращение "сжигания денег". 

"Как минимум с начала года у "Яндекс.Такси" была отрицательная рентабельность и она росла еще сильнее. Была жесткая конкурентная борьба", - заметил Либин. В апреле 2017 года в СМИ была информация о том, что "Яндекс.Такси" приносит "Яндексу" убыток по EBITDA: расходы на этот сервис в IV квартале 2016 г. составили около 1,3 млрд руб. Говорилось, что сервис был в глубоком минусе по рентабельности из-за того, что компания тратила деньги на маркетинг и субсидии водителям. Либин пояснил, что теперь они из этого состояния выходят.

Он также не исключил некоторого повышения цен на поездки в такси. "Но необязательно сразу. Сначала, конечно, будут промо-акции, бесплатные поездки, скидки, которые со временем могут быть отменены", - заметил он. Сам "Яндекс" никаких радикальных изменений тарифов, связанных с объединением бизнеса онлайн-заказа такси с Uber, не ожидает. 

Комментируя выгоду для Uber, Либин напомнил, что аналогичное партнерство у компании есть на китайском рынке. "Наверное, когда они видят, что на рынке есть сильный игрок, который не планирует уходить, они решают, что выгоднее сделать партнерство, чем бесконечно конкурировать", - сказа Либин. 

И все-таки если сравнивать масштабы, то сделка более выгодна "Яндексу", рассуждает аналитик, напоминая, что "Яндекс" стоит 10 млрд долларов. "А Uber оценивали в последнем раунде в 60 млрд долларов. Конечно, для "Яндекса" сделка более выгодна", сказал он.

Объединение "Яндекс.Такси" и Uber резко повысило капитализацию "Яндекса"

По мнению Либина, компании легко смогут урегулировать формальные вопросы с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). "Сам "Яндекс" уверен, что все будет хорошо. К тому же, доля на рынке такси даже объединенной компании составит 5-6%, значит, не должно быть больших претензий", - заметил Либин.

В свою очередь в антимонопольных регуляторах России, Белоруссии, Армении ходатайства о сделке пока не получали. Причем глава ФАС РФ Игорь Артемьев заявил, что данная сделка несет угрозу ограничения конкуренции.

Экспансия рынка такси и прогнозы

Компании инвестируют в СП 335 миллионов долларов, причем Uber вложит 225 миллионов, а "Яндекс" - 100 миллионов. После закрытия сделки "Яндекс" получит 59,3% в СП, Uber - 36,6%, еще 4,1% достанутся сотрудникам. Не исключается дальнейшее IPO совместной компании перевозок. 

Аналитики "ВТБ Капитала" считают, что сделка повысит капитализацию "Яндекса", кроме того, анонсированная стоимость совместного бизнеса подразумевает ее рост на 10%.

Аналитики банка Citi считают, что объединение бизнесов по онлайн-заказу поездок двух компаний облегчит ценовую конкуренцию для "Яндекса". Вместе с тем аналитики считают оценку стоимости объединенной компании в 3,725 миллиарда долларов оптимистичной. 

"Яндекс" не исключает проведения IPO совместной с Uber компании

На данных новостях к 15.57 мск акции "Яндекса" прибавляли 19%, до 1937 рублей и уже повышались до исторического максимума 2039,5 рубля. В связи с таким ростом Московская биржа приостанавливала нормальный ход торгов бумагами российской компании, проводя дискретный аукцион по ним. 

На торгах в США акции "Яндекса" также подскочили в цене более чем на 18%. По состоянию на 16.44 мск акции компании росли на 15,36%, до 31,53 доллара за бумагу.


Обсудить
Рекомендуем