Госдума рассмотрит во II чтении проект о компенсационном фонде долевого строительства

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 19 июл /ПРАЙМ/. Госдума рассмотрит в среду во втором, основном чтении законопроект об особенностях формирования компенсационного фонда долевого строительства для дополнительной защиты прав дольщиков.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ

Согласно подготовленным ко второму чтению поправкам, компенсационный фонд дольщиков создается в форме публично-правовой компании путем преобразования существующей некоммерческой правительственной организации.

"Мы добились, что это будет не фонд, это не коммерческая организация. Это будет публично-правовая компания, которая учреждается Российской Федерацией и будет преобразована и создана из правительственного фонда в течение трех месяцев (после принятия закона)", - пояснил ранее глава профильного комитета Госдумы по собственности и земельным отношениям Николай Николаев (ЕР).

Парламентарий сказал, что новый формат компенсационного фонда снимает большое количество вопросов. "Это автоматически означает, что будет устанавливаться требование к раскрытию информацию о деятельности… Это установление требований к порядку проверки такой деятельности, в том числе аудит отчетности, требований к системе внутреннего контроля, к распределению полномочий органов управления, порядку совершения сделок", - сказал Николаев.

В число целей фонда предполагается включить аккредитацию арбитражных управляющих для осуществления ими полномочий конкурсного (внешнего) управляющего в деле о банкротстве. Николаев считает, что такая норма может обеспечить правильный, профессиональный подход к рассмотрению всех дел о банкротстве застройщиков.

При этом депутат подчеркнул, что из законопроекта ко второму чтению исключаются положения о внесудебном порядке приостановления деятельности застройщика по привлечению средств участников долевого строительства, наделявшем контролирующий орган неограниченным административным влиянием на бизнес.

ИНВЕСТИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

Согласно тексту законопроекта, принятому в первом чтении, условия и порядок использования средств фонда, правила их размещения и инвестирования, порядок управления фондом должно устанавливать правительство России. В целом эта концепция сохраняется и ко второму чтению.

Но Николаев обратил внимание на то, что поправки ко второму чтению устанавливают исчерпывающий перечень активов, в которые могут быть инвестированы свободные средства фонда. Кроме того, поправки предусматривают включение представителей российского парламента в органы управления фонда.

"Мы добились того, что в наблюдательный совет - это прописано сейчас в законопроекте - в наблюдательный совет публично-правовой компании будут входить также парламентарии, по одному представителю от каждой палаты парламента", - уточнил депутат.

ВЗНОС 1,2%

В первом чтении законопроекта размер взносов застройщиков в компенсационный фонд предлагалось рассчитывать по методике правительства на основе цены каждого договора с дольщиком. Методика должны была предусматривать величину базовой ставки, которая увеличивалась в зависимости от способности застройщика исполнять свои обязательства.

Во втором чтении устанавливается единая ставка - 1,2% - от цены каждого договора с дольщиком. Ранее глава думского комитета по собственности высказывался против такой ставки, предложенной Минстроем России.

"Вопрос прозрачного механизма определения размера обязательных отчислений застройщиков в компенсационный фонд... Действительно, мы очень остро обсуждали тему, сколько это будет стоить, и как может часто меняться, и насколько прогнозируемо может меняться, соответственно, цена этого вопроса. Мы пришли к соглашению и прописали в законопроекте, что это будет 1,2%, как и предлагал (при обсуждении проекта) Минстрой. Но мы исключили вопросы и возможность вариативного подхода по определению цены для каждого застройщика. Это будет плоская шкала", - объяснил Николаев.

Поправки, предложенные ко второму чтению, также уточняют, что величина взноса может изменяться на основании федерального закона не чаще раза в год с учетом актуарного оценивания деятельности фонда. Взносы должны быть внесены на номинальный счет фонда не менее чем за три рабочих дня до даты представления документов на регистрацию договора. Кроме того, поправки прописывают условия и случаи возможного возврата застройщику взноса.

КОНКУРСНЫЙ ОТБОР ЗАСТРОЙЩИКОВ

Поправки ко второму чтению закрепляют нормы о конкурсном отборе застройщика, который претендует на получение средств компенсационного фонда для достройки проблемных объектов, а также контроль за использованием этих средств.

"Закрепляются условия для получения застройщиком средств компенсационного фонда очень четко. Во-первых, самостоятельное принятие дольщиками решения о выборе между получением возмещения и возможностью достроить проблемный объект за счет средств компенсационного фонда. Во-вторых, соблюдение требований к предельному размеру средств, которые может быть направлен на такие цели. Третье – соответствие застройщика установленным правительством Российской Федерации нормативам финансовой устойчивости", - разъяснил депутат.

Он подчеркнул важность выполнения застройщиками-кандидатами правительственных нормативов финансовой устойчивости. "Почему? Если мы подходим к вопросу, что у нас нет методики и вариативного подхода к каждому застройщику, мы должны четко определить, кто из застройщиков может быть допущен в эту гарантийную систему, а кто нет", - сказал депутат.

Поправки также предполагают изменения в закон "О несостоятельности (банкротстве)". Новые положения дополнительно определяют порядок банкротства застройщиков.

СТРОИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС

Проект закона, подготовленный ко второму чтению, предусматривает новые изменения в закон о долевом строительстве. В частности, жилищное строительство обособливается от других видов деятельности, рассказал Николаев. "Очень важно, чтобы застройщик одновременно не торговал картошкой (и) не строил дома", - добавил глава профильного комитета.

Предусматривается, что застройщик не вправе одновременно вести строительство многоквартирных домов и других объектов недвижимости по нескольким разрешениям на строительство. "Устанавливается принцип "одна компания - одно разрешение на строительство", - сказал Николаев.

Поправки вводят обязательное банковское сопровождение деятельности застройщика. Согласно тексту законопроекта, предложенному ко второму чтению, застройщик обязан открыть один банковский счет в одном уполномоченном банке, через который будут осуществляться все расчеты по строительству.

"(Крупная компания) может создавать проектную компанию, которую (крупная компания) обеспечивает соответствующим объемом средств", - описал будущую ситуацию Николаев. Он подтвердил, что такая проектная компания, выступающая в качестве застройщика и получившая разрешение на строительство, занимается одним строительным объектом. Парламентарий отметил, что счет в уполномоченном банке тоже "не смешивается" и предназначается только для определенной проектной компании.

Новая редакция законопроекта также ужесточает финансовые требования к застройщику. Размер собственных средств застройщика должен составлять не менее 10% планируемой стоимости проекта на протяжении всего срока строительства. Более того, на дату направления проектной декларации в уполномоченный орган минимальный остаток денежных средств на счете уполномоченного банка должен составлять 10% проектной стоимости.

Закон о долевом строительстве дополняется статьей о требованиях к органам управления застройщика и его участникам.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Законопроект в редакции второго чтения предполагает создание единой информационной системы жилищного строительства. Информация этой системы будет размещаться в интернете на сайте единого института развития в жилищной сфере. По словам Николаева, эта система должна заработать с 1 января 2018 года.

"Единая информационная система – это то, что прозвучало на парламентских слушаниях как предложение, было поддержано Минстроем и АИЖК... Это максимально открытая система, при которой речь идет, подчеркиваю, не только о проектах, где есть обманутые дольщики. Речь идет о полноценной информационной системе, в которой участвуют все дома, застройщики к которым начинают привлекать средства", - заявил парламентарий.

ОБРАТНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Глава профильного комитета указал, что в редакцию законопроекта во втором чтении не вошли положения, которые определяли бы процедуру в случаях уже состоявшегося на момент принятия закона обмана дольщиков. Об отсутствии таких положений в редакции первого чтения уже заявлял ранее замглавы Минстроя Никита Стасишин.

"Есть целый ряд поправок, которые не нашли отражения в тексте законопроекта. Это касается вопросов, прежде всего, о компенсации средствами фонда тех проектов, тех случаев, когда люди уже обмануты", - охарактеризовал документ Николаев.

Он добавил, что в проект также не вошли ни нормы о привлечении бюджетных средств для решения проблем в долевом строительстве, ни положения о дополнительных мерах административной и уголовной ответственности за нарушения в сфере жилищного строительства.

Обсудить
Рекомендуем